У предрасположенности к тяжелому ковиду нашли этнические особенности

Китайские ученые обнаружили у своих соотечественников несколько генетических вариантов, связанных с тяжелым течением ковида. Использовав полученные данные и результаты предыдущих исследований, они провели межэтнический метаанализ подобных взаимосвязей. Он подтвердил связь тяжелого заболевания с некоторыми регуляторными генами приобретенного иммунитета и группой крови системы АВ0, а также впервые выявленным редким генетическим вариантом, специфичным для китайцев. Публикация об этом появилась в журнале Communications Biology.

Восприимчивость к различным инфекциям и тяжесть развившегося заболевания зачастую зависят от врожденных особенностей человека. Классическими примерами этого служат связи генов CCR5 с ВИЧ-инфекцией, ABO с малярией и HLA-C с хроническим вирусным гепатитом В. Столкнувшись с пандемией ковида, ученые из разных стран начали вести подобные исследования и в отношении этой инфекции, в том числе в рамках масштабной Инициативы по изучению генетических особенностей при ковиде (COVID-19 HGI). На данный момент лучше всего изучена корреляция тяжелого течения инфекции с определенным гаплотипом хромосомного локуса 3p21.31, содержащего несколько регуляторных генов иммунной системы; обнаружены и другие взаимосвязи.

До сих пор подобные работы велись в основном среди добровольцев европейского происхождения. Из-за этого их результаты не всегда можно экстраполировать на другие этнические группы. К примеру, упомянутый гаплотип 3p21.31 имеет неандертальское происхождение и распространен среди южноазиатского (30 процентов) и европейского (8 процентов) населения, но практически отсутствует у восточноазиатского.

Группа исследователей из различных научных центров Китая под руководством Чаолуна Вана (Chaolong Wang) из Хуачжунского научно-технологического университета решила восполнить этот пробел. С этой целью ученые генотипировали вирус и секвенировали ДНК у пациентов Больницы Тунцзи в Шанхае и Хубэйской больницы традиционной китайской медицины в Ухане с тяжелым и легким течениями ковида. К этому добавили данные здоровых членов этнодемографически схожей когорты Coke Oven Worker, добытые аналогичными методами.

После отсеивания данных ненадлежащего качества в аналитическую выборку включили 2858 человек. 598 с тяжелым течением ковида вошли в основную группу, 859 с легким течением и 1401 здоровых — в контрольную. Всем им выполнили полногеномный поиск ассоциаций (GWAS). Результаты добавили к данным GWAS, полученным у 3199 госпитализированных пациентов и почти 897,5 тысячи здоровых участников COVID-19 HGI для метаанализа.

Помимо локуса 3p21.31, широко представленного только в европеоидной популяции COVID-19 HGI, исследователи обнаружили три значимые ассоциации. Они включали интронный вариант гена онкогенной длинной некодирующей РНК FOXP4-AS1 в локусе 6p21.1 (ОШ 1,28; р = 2,51×10−10; отношение частот аллелей у китайцев и европейцев 0,345/0,105) и сдвиг рамки считывания в отвечающем за основные группы крови гене ABO в локусе 9q34.2 (ОШ 1,19; р = 8,98×10−9; отношение частот аллелей 0,422/0,395). Третьей находкой стал специфичный для китайцев редкий интронный вариант гена фактора транскрипции, принимающего участие в функционировании лимфоцитов и мышц, реакции на стресс и развитии некоторых опухолей крови, — MEF2B в локусе 19q13.11 (ОШ 8,73; р = 1,22×10−8; отношение частот аллелей 0,004/0).

Таким образом, исследователи, с одной стороны, подчеркнули важную роль системы приобретенного иммунитета и групп крови AB0 в тяжести течения ковида, а с другой — что за это отвечают генетические варианты как общие для всех людей, так и присущие только отдельным этническим группам. Авторы работы выразили надежду, что в будущем полученные результаты помогут в разработке таргетных стратегий профилактики и лечения ковида.

В ходе текущей пандемии выяснилось, что у многих пациентов ковид оставляет длительный «шлейф» отдаленных симптомов (об этом наш материал «Долгие проводы»), и в их числе, что вызывает отдельную озабоченность, — нарушения со стороны центральной нервной системы (а об этом — «Туманный диагноз»).

О насущной проблеме прогнозирования новых опасных мутаций коронавируса мы рассказывали в материале «Страньше и страшнее».

Имплантируемый датчик распознал отторжение донорской почки на ранней стадии