Археологи обнаружили на северо-востоке Швеции два памятника доримского железного века (200–50 годы до нашей эры), на которых содержались многочисленные свидетельства выплавки железа. Остатки сыродутных печей, шлак, техническая керамика и заготовки из металла показали, что древние охотники-рыболовы обладали высоким уровнем знаний в области металлургии, которые им, по всей видимости, передали жители соседних регионов. Статья опубликована в журнале Antiquity.
В VIII–VII веках до нашей эры на смену эпохе бронзы приходит ранний железный век. Хотя человечество было знакомо с редким метеоритным железом по меньшей мере с IV тысячелетия до нашей эры (узнать об этом подробнее можно в нашем блоге «Железо с неба»), способ получения железа из руд открыли гораздо позже — в середине II тысячелетия до нашей эры. Для этих целей использовались сыродутные печи или домницы, в которые с помощью мехов искусственно нагнетался воздух. Полученную рыхлую пластинчатую массу (крицу) в горячем состоянии перековывали, что придавало металлу однородность и плотность.
Процесс распространения железной металлургии оказался не быстрым, что не в последнюю очередь было связано с запасами сырья. На территории Северной Европы древнейшие находки изделий из железной руды относятся к VII веку до нашей эры. К V веку до нашей эры эту технологию освоили кельты, распространившие ее на значительную часть континента, в том числе, передав ее римлянам. Однако считалось, что в Скандинавии, особенно в ее северных регионах, железо вытеснило бронзу только в начале нашей эры.
Карина Беннерхаг (Carina Bennerhag) из Технологического университета Лулео совместно со шведскими учеными исследовала археологические памятники Сангис и Вивунги, обнаруженные на северо-востоке Швеции и относящиеся к доримскому железному веку (200–50 годы до нашей эры). Прошлые раскопки Сангиса выявили здесь место выплавки железа и место проживания древних охотников-собирателей, которые располагались в 500 метрах друг от друга.
Место выплавки состояло из одной сыродутной печи и отходов от производства чугуна, включающих шлаки и керамику (футеровку стенок печи). На месте бывших жилищ охотников-собирателей археологи обнаружили бытовые очаги, каменную кладку, асбестовую керамику, а также фаунистические остатки.
Палеозоологическое исследование показало, что пресноводная рыба служила основным источником питания местных жителей. Фаунистические материалы также включают останки мелких млекопитающих (зайцы, куницы, белки) и фрагменты обработанных рогов оленей. В центральной части жилого участка ученые обнаружили свидетельства кузнечной деятельности, причем на месте обрабатывались различные типы металлов. Помимо шлаков и прочих отходов здесь нашли заготовки из железа, а также бронзовую пряжку.
В ходе раскопок Вивунги археологи нашли остатки двух сыродутных печей, располагавшихся в 30 метрах друг от друга, рядом находились шлак, техническая керамика, железная руда и отходы, однако никаких доказательств кузнечной деятельности обнаружено не было. Фаунистические остатки включали здесь кости рыб, бобров и северных оленей.
Исследование находок указало на передовые для тех лет знания местных жителей в области металлургии. На ранней стадии они производили различные виды чугуна, в том числе ферритный, а также высокоуглеродистую сталь. Многочисленные находки высококачественных стальных отходов на обеих стоянках указывают на то, что была освоена выплавка при высоких температурах. Кроме того, древние металлурги знали об огнеупорных свойствах глины, обеспечивающих стабильность печи во время высокотемпературной плавки. Различия в обслуживании печей на двух стоянках, по мнению археологов, свидетельствуют о знаниях свойств различного сырья.
Ученые отмечают, что уровень производства и однородность находок свидетельствуют об общей технологической традиции. Схожие находки известны с территории современной Финляндии, а также российской Карелии. По всей видимости, древние жители Северной Швеции не только переняли саму технологию, но и обучались опытными мастерами из соседних регионов.
Ранее на N + 1 рассказывали о том, как осваивали производство металлов представители других культур. Так, российские археологи выяснили, что представители кокэльской культуры наладили выплавку металла на территории современной Тывы более 1600 лет назад, а польские исследователи предположили, что литье бронзы позволило протославянам освоить кремацию умерших.
Михаил Подрезов
На это указал анализ небольшого количества окаменевших отпечатков
Археологи и палеоантропологи из США и ЮАР исследовали три палеоповерхности с древними отпечатками ног, которые ранее нашли в Южной Африке. Ученые пришли к выводу, что некоторые следы еще в среднем каменном веке могли оставить люди, которые носили обувь. Если предположения авторов новой работы верны, то находки потенциально представляют одни из древнейших свидетельств того, что гоминины умели изготавливать обувь около 100 тысяч лет назад и даже раньше. Однако, как сообщается в статье, опубликованной в журнале Ichnos, полученные результаты пока не выглядят бесспорными. Среди недостатков новой работы авторы отметили небольшой размер палеоповерхностей со следами и отсутствие прямых датировок.