Анализ 137 геномов раскрыл происхождение современных жителей Ближнего Востока

Генетики проанализировали 137 геномных последовательностей, относящихся к современным популяциям Леванта, Ирака и Аравии, и установили, что все жители Ближнего Востока происходят от населения, вышедшего из Африки 50–60 тысяч лет назад. Существенные отличия между популяциями Леванта и Аравии начали возникать около 15–20 тысяч лет назад и заметно усилились в эпоху неолита. Кроме того, сравнивая население региона со всеми современными евразийскими популяциями, ученые обнаружили у него минимальную неандертальскую примесь. Результаты исследования представлены в журнале Cell.

Технологии секвенирования геномов нового поколения позволяют исследовать последовательности ДНК с высокой точностью. В 2021 году коллектив ученых опубликовал самое точное на сегодня исследование генетического разнообразия в человеческих популяциях. Они сумели получить детальные карты 64 гаплотипов, относящихся к 25 популяциями Европы, Восточной и Южной Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Сравнивая их с данными, полученными в рамках проекта «1000 геномов», ученые сумели описать более 107 тысяч структурных вариаций генома. Однако многие популяции представлены в прошлых исследованиях крайне слабо, например, жители Ближнего Востока.

В то же время Ближний Восток остается крайне важным регионом для понимания эволюции человечества. Здесь были обнаружены самые ранние свидетельства пребывания Homo sapiens вне Африки, возраст которых составляет не менее 177 тысяч лет. Около 50–60 тысяч лет назад предки современных людей окончательно заселили этот регион, постепенно вытеснив оттуда неандертальцев, но успев получить от них генетический вклад. Кроме того, на Ближнем Востоке произошел один из важнейших этапов развития человечества — неолитическая революция, значительно изменившая образ жизни охотников-собирателей и оказавшая большое влияние на формирование современных народов.

Мохамед Альмарри (Mohamed Almarri) из организации Wellcome Genome Campus совместно с учеными из ОАЭ, Великобритании, Эстонии и Саудовской Аравии провел исследование 137 геномных последовательностей с высоким покрытием, полученных от восьми ближневосточных популяций. Все исследованные группы людей говорят на арабском языке семитской семьи, а также курдских языках, принадлежащих к индоевропейской семье.

Ученые обнаружили, что после объединения полученного набора данных с глобальными популяциями программное обеспечение определило генетические кластеры, согласующиеся с географией. Так, население Леванта и Ирака (ливанцы, сирийцы, иорданцы, друзы, бедуины, иракские арабы) сгруппировались вместе, в то время как иракские курды оказались близки с населением Центрального Ирана, а арабы из ОАЭ, Саудовской Аравии, Йемена и Омана — с бедуинами. Внутри населения ОАЭ ученые выделили субпопуляции с избыточным иранским и южноазиатским происхождением.

Сравнение с древними геномами показало, что современные жители Ближнего Востока расположены между древними левантийскими охотниками-собирателями (натуфийская культура), неолитическими левантийцами, европейцами бронзового века и древними иранцами. Арабы и бедуины близки к древним левантийцам, а современные левантийцы — к европейцам бронзового века. Иракские арабы, иракские курды и ассирийцы оказались генетически родственны древним иранцам.

Исследователи выяснили, что значительные отличия между населением Леванта и Аравии наблюдаются в африканской примеси у арабского населения. Они полагают, что ее источником в последние 2000 лет стало население, генетически близкое к современным жителям Кении или Эфиопии. Кроме того, в генофонд нынешних жителей Аравии существенный вклад внесли натуфийцы. Современные жители Леванта могут быть прямыми потомками популяций, живших в Сидоне в эпоху развитой бронзы.

Все население Ближнего Востока происходит от Homo sapiens, вышедших из Африки более 50 тысяч лет назад. Существенные отличия между популяциями Леванта и Аравии начали возникать 15–20 тысяч лет назад, когда в Леванте и Ираке произошел значительный демографический рост. Это стало особенно заметным в эпоху неолита, когда сельское хозяйство привело к появлению оседлых сообществ, в то время как в Аравии из-за изменения климата начались засухи, приведшие к сокращению населения.

Исследователи установили, что левантийцы, аравийцы, сардинцы и ханьцы отделились от пигмеев примерно в одно и то же время — 120 тысяч лет назад. Сардинцы обособились от населения Ближнего Востока около 20 тысяч лет назад. Эмиратцы отделились от иракских курдов около 10 тысяч лет назад, а около 7 тысяч лет назад — от иорданцев, сирийцев и иракских арабов. В Леванте и Ираке все расколы произошли около 3–4 тысяч лет назад, а в Аравии — около 2–4 тысяч лет назад.

У всех жителей Ближнего Востока ученые обнаружили неандертальскую примесь, причем меньше всего ее наблюдается в геномных последовательностях жителей Аравии, сравнивая не только с левантийцами, но и с другими евразийскими популяциями. Кроме того, исследование показало наличие 4,8 миллиона новых вариантов генов, специфичных для ближневосточных популяций.

Другие исследования палеогенетиков недавно позволили выяснить, что последний ледниковый период уничтожил популяцию людей в Северо-Восточной Азии. Кроме того, оказалось, что около 40–30 тысяч лет назад Европу заселили генетически разнообразные популяции охотников-собирателей.

«Формула грез»