Палеогенетики из Китая и США провели исследование 25 древних геномов из Северо-Восточной Азии и выяснили, что популяция, заселившая регион около 40 тысяч лет назад, исчезла за время последнего оледенения. Они обнаружили, что, начиная с 14 тысяч лет назад, наблюдается генетическая преемственность между населением Приамурья и современным коренным населением Сибири и Америки. Статья опубликована в журнале Cell.
Палеогенетические исследования в последние годы развиваются семимильными темпами. Ученые научились выделять ДНК из древних останков. Так, в настоящее время известно уже порядка десяти геномов людей, живших более 30 тысяч лет назад на территории Европы и России. Эти исследования позволили ученым сделать вывод, что до последнего ледникового периода (26,5–19 тысяч лет назад) в Европе наблюдалось высокое генетическое разнообразие людей, которое существенно сократилось во время похолодания и восстановилось лишь к эпохе неолита.
Однако для Восточной Азии таких исследований крайне мало. Современные люди начали заселять этот регион около 40 тысяч лет назад и пересекались здесь с неандертальцами и, возможно, с денисовцами. Самая известная находка Homo sapiens в Восточной Азии – это останки мужчины из пещеры Тяньюань, расположенной недалеко от Пекина. Там обнаружили 34 фрагмента костей человека, жившего около 40 тысяч лет назад. В 2017 году палеогенетики смогли выделить его ДНК, тем самым положив начало исследованиям и в этом регионе.
Сяовэй Мао (Xiaowei Mao) из Китайской академии наук совместно с учеными из Китая и США провел исследование популяционной истории Северо-Восточной Азии, чтобы выяснить, как повлиял последний ледниковый период на популяции Homo sapiens в регионе. Для этого исследователи проанализировали 25 древних геномов людей, останки которых найдены в приамурской провинции Хэйлунцзян и относятся к 33590–3420 лет назад.
Палеогенетики проанализировали геномы людей, относящихся к доледниковому периоду, и выяснили, что популяция, связанная с останками из Тяньюань, широко расселилась около 40–33 тысяч лет назад по Восточной Азии: от Северо-Китайской равнины до долины Салхит в Монголии и Амурской области. Однако следы этой популяции пропали после окончания ледникового периода. Анализ ДНК мужчины из Приамурья, жившего около 19 тысяч лет назад, показал, что он генетически более близок к современным группам людей, нежели к доледниковой популяции. Геномы мужчин, живших около 14 тысяч лет назад в этом же регионе, показали тесную генетическую преемственность с ныне живущим коренным населением Сибири, а также родство с коренным американским населением.
Ученые заключили, что в исследуемый период произошло два основных популяционных сдвига, что перекликается с ситуацией, развивавшейся в Европе. Население, жившее на территории современного Северо-Восточного Китая, Монголии и Дальнего Востока России, в доледниковый период (40–33 тысячи лет назад) не было генетическими предками современного коренного населения Северной Евразии и Америки. На смену им в конце ледникового периода в регион пришла популяция, имеющая ныне живущих потомков. Не менее 19 тысяч лет назад она разделилась на южную и северную части, от которой уже с 14 тысяч лет назад можно достоверно проследить преемственность к современникам.
Ранее на N + 1 мы уже рассказывали, как палеогенетики помогли прояснить раннюю историю человечества. Так, ученые установили важность родственных связей при захоронениях в домах эпохи неолита в Центральной Анатолии, а перед ледниковым периодом Европу заселили генетически разнообразные популяции охотников-собирателей.
Михаил Подрезов
Эти хищницы мешают чужеродным видам заселить местные реки
Буддисты из города Юйшу на Тибетском нагорье регулярно выпускают в местные реки рыб чужеродных видов, которых покупают на рынках. Верующие считают это актом милосердия — однако почти всех освобожденных ими рыб съедают выдры. К такому выводу пришли зоологи, проанализировав рацион этих хищниц. Как отмечается в статье для журнала Current Zoology, выдры явно предпочитают охотиться на чужеродные виды рыб, тем самым не давая им закрепиться в местных экосистемах. Во многих религиях существует обычай освобождать живущих в неволе диких животных. Например, православные христиане в день Благовещения Пресвятой Богородицы выпускают из клеток птиц. Похожая традиция есть и у буддистов, однако они дарят свободу самым разнообразным животным, от пернатых до лягушек и рыб. Считается, что это помогает улучшить карму. Хотя подобные обычаи на первый взгляд кажутся милыми и безобидными, в действительности они могут представлять опасность для окружающей среды. Птиц, которых отпускают на Благовещение, за несколько дней до этого в большом количестве ловят в дикой природе — и не все из них переживают неволю и резкое возвращение в дикую природу. А буддисты часто освобождают представителей чужеродных видов, которые могут прижиться в местных экосистемах и начать вытеснять аборигенных животных. Именно так в китайской провинции Юньнань появились североамериканские лягушки-быки (Lithobates catesbeianus), а в тибетской Лхасе — серебряные караси (Carassius (auratus) gibelio). Впрочем, в целом влияние выпуска животных в религиозных целях на экосистемы остается малоизученным. Команда зоологов, которую возглавил Пэнфэй Фань (Pengfei Fan) из Университета Сунь Ятсена, решила подробнее изучить данную тему на примере рыб, которых буддисты выпускают в водоемы Тибетского нагорья. Исследователи сосредоточили внимание на городе Юйшу, расположенном в китайской провинции Цинхай на высоте 3530-3860 метров, окрестных деревнях и протекающих в этой местности реках Батан и Чжацюй. В течение 2019 года авторы опросили 60 жителей Юйшу и соседних деревень (все они были буддистами) о том, выпускают ли они рыб, каких именно и как относятся к этой практике. 37 респондентов рассказали, что выпускали рыб ради их спасения в качестве акта милосердия или чтобы подкрепить молитвы о лучшей жизни и здоровье для близких. Обычно это происходило от одного до пяти раз в году. Рыб для ритуала опрошенные покупали на рынках или у рыбаков, причем в основном это были представители чужеродных промысловых видов, включая карасей, карпов и сомов. Их отпускали сразу большими партиями, по 10-100 особей и 100-1000 особей. А в одном случае местный житель сообщил о выпуске нескольких десятков тысяч рыб за раз. Большинство опрошенных не слышали о том, что в начале 2019 года городские власти запретили выпускать рыбу в местные водоемы, однако они отметили, что откажутся от этой практики, если поймут, что получившие свободу рыбы не выживают в природе или наносят вред аборигенным видам. На следующем этапе Пэнфэй Фань и его коллеги проверили, насколько хорошо рыбы, выпущенные буддистами, приживаются в реках Батан и Чжацюй. Для этого они выбрали на этих водоемах тридцать участков километровой длины и разместили на каждом из них по четыре ловушки с хлебом в качестве приманки. Исследование проводилось в весенние и осенние месяцы. Проанализировав видовой состав пойманных рыб, авторы обнаружили, что почти все они относятся к коренным видам. Доминировали среди них лжеосманы (Schizopygopsis), за которыми следовали представители родов Ptychobarbus, Triplophysa и Lefua. При этом из числа чужеродных видов авторы поймали всего двух серебряных карасей. Таким образом, хотя жители Юйшу и соседних деревень уже десятки лет (по словам опрошенных, с 1980-1990 годов) выпускают в местные реки тысячи рыб чужеродных видов, те практически не приживаются в них. Исследователи заподозрили, что виноваты в этом речные выдры (Lutra lutra), представители самой высокогорной популяции своего вида. В Юйшу и окрестностях этих хищников довольно много, поскольку местное население на них не охотится. Чтобы проверить данную идею, Пэнфэй Фань и его коллеги в весенние и осенние месяцы собрали на берегах рек Батан и Чжацюй 79 образцов свежего помета выдр. Отсеквенировав 77 из них, исследователи смогли составить представление о рационе местной популяции вида. Оказалось, что диета выдр из Юйшу и окрестностей почти на сто процентов состоит из рыбы, с небольшими добавлениями амфибий, околоводных птиц и мелких млекопитающих. Большую часть рациона составляют представители местных родов Triplophysa (63,1 процента весной и 27,7 процента осенью) и Schizopygopsis (13,6 процента весной и 42,4 процента осенью). Однако выдры также регулярно охотятся на чужеродные виды рыб: серебряных карасей, карпов, белых амуров (Ctenopharyngodon idella) и амурских вьюнов (Misgurnus anguillicaudatus). В общей сложности такие рыбы составляют 18,3 процента рациона выдр весной и 25,2 — осенью. Результаты исследования подтверждают, что выдры съедают большую часть рыб, которых буддисты выпускают в реки Батан и Чжацюй. Тем самым эти хищники мешают чужеродным видам закрепиться в местных экосистемах. По словам авторов, доля завезенных видов в рационе выдр намного выше, чем в сообществах рыб в обеих исследованных реках. Таким образом, можно сказать, что чужеродные виды рыб являются предпочтительной добычей выдр. Возможно, это объясняется тем, что на представителей таких видов проще охотиться, так как они не слишком хорошо приспособлены к холодным водам Тибетского плато. Исследователи также отмечают, что в реках Батан и Чжацюй очень много рыбы, принадлежащей к аборигенным видам, так что даже если практика по выпуску чужеродных видов рыб прекратится, местные выдры все равно не будут голодать. Несколько лет назад в Аргентине впервые за тридцать лет встретили гигантскую выдру (Pteronura brasiliensis). Зоологи надеялись, что в национальном парке Эль Импенетрабле на северо-востоке страны обосновалось целое семейство этих хищников. Однако анализ данных с фотоловушек показал, что здесь поселился одинокий взрослый самец.