Последний ледниковый период уничтожил популяцию людей в Северо-Восточной Азии

Палеогенетики из Китая и США провели исследование 25 древних геномов из Северо-Восточной Азии и выяснили, что популяция, заселившая регион около 40 тысяч лет назад, исчезла за время последнего оледенения. Они обнаружили, что, начиная с 14 тысяч лет назад, наблюдается генетическая преемственность между населением Приамурья и современным коренным населением Сибири и Америки. Статья опубликована в журнале Cell.

Палеогенетические исследования в последние годы развиваются семимильными темпами. Ученые научились выделять ДНК из древних останков. Так, в настоящее время известно уже порядка десяти геномов людей, живших более 30 тысяч лет назад на территории Европы и России. Эти исследования позволили ученым сделать вывод, что до последнего ледникового периода (26,5–19 тысяч лет назад) в Европе наблюдалось высокое генетическое разнообразие людей, которое существенно сократилось во время похолодания и восстановилось лишь к эпохе неолита.

Однако для Восточной Азии таких исследований крайне мало. Современные люди начали заселять этот регион около 40 тысяч лет назад и пересекались здесь с неандертальцами и, возможно, с денисовцами. Самая известная находка Homo sapiens в Восточной Азии – это останки мужчины из пещеры Тяньюань, расположенной недалеко от Пекина. Там обнаружили 34 фрагмента костей человека, жившего около 40 тысяч лет назад. В 2017 году палеогенетики смогли выделить его ДНК, тем самым положив начало исследованиям и в этом регионе.

Сяовэй Мао (Xiaowei Mao) из Китайской академии наук совместно с учеными из Китая и США провел исследование популяционной истории Северо-Восточной Азии, чтобы выяснить, как повлиял последний ледниковый период на популяции Homo sapiens в регионе. Для этого исследователи проанализировали 25 древних геномов людей, останки которых найдены в приамурской провинции Хэйлунцзян и относятся к 33590–3420 лет назад.

Палеогенетики проанализировали геномы людей, относящихся к доледниковому периоду, и выяснили, что популяция, связанная с останками из Тяньюань, широко расселилась около 40–33 тысяч лет назад по Восточной Азии: от Северо-Китайской равнины до долины Салхит в Монголии и Амурской области. Однако следы этой популяции пропали после окончания ледникового периода. Анализ ДНК мужчины из Приамурья, жившего около 19 тысяч лет назад, показал, что он генетически более близок к современным группам людей, нежели к доледниковой популяции. Геномы мужчин, живших около 14 тысяч лет назад в этом же регионе, показали тесную генетическую преемственность с ныне живущим коренным населением Сибири, а также родство с коренным американским населением.

Ученые заключили, что в исследуемый период произошло два основных популяционных сдвига, что перекликается с ситуацией, развивавшейся в Европе. Население, жившее на территории современного Северо-Восточного Китая, Монголии и Дальнего Востока России, в доледниковый период (40–33 тысячи лет назад) не было генетическими предками современного коренного населения Северной Евразии и Америки. На смену им в конце ледникового периода в регион пришла популяция, имеющая ныне живущих потомков. Не менее 19 тысяч лет назад она разделилась на южную и северную части, от которой уже с 14 тысяч лет назад можно достоверно проследить преемственность к современникам.

Ранее на N + 1 мы уже рассказывали, как палеогенетики помогли прояснить раннюю историю человечества. Так, ученые установили важность родственных связей при захоронениях в домах эпохи неолита в Центральной Анатолии, а перед ледниковым периодом Европу заселили генетически разнообразные популяции охотников-собирателей.

На Оркнейских островах нашли древнюю любительницу морской рыбы

Биоархеологи исследовали останки женщины, жившей около двух тысяч лет назад

Биоархеологи исследовали останки пожилой женщины, жившей около двух тысяч лет назад, которые нашли на Оркнейских островах. Оказалось, что на протяжении всей жизни существенную часть ее рациона составляла морская рыба. Это нетипично для жителей Британских островов железного века. Об этом сообщается в пресс-релизе Йоркского университета.