Компания Ford предложила заряжать электромобили в движении с помощью грузовиков: грузовик будет буксировать автомобиль, а тот с помощью рекуперации будет пополнять запас энергии аккумулятора. Авторы предлагают стыковать автомобили на ходу, чтобы водитель не тратил время на остановку. Описание метода опубликовано в патентной заявке на сайте Ведомства по патентам и товарным знакам США (USPTO).
Сравнительно небольшая дальность хода и медленная зарядка — две основные проблемы электромобилей, которые в полной мере до сих пор не решены, хотя в последние годы автопроизводители добились большого прогресса. Постепенно в новых моделях конструкторам удается улучшать эти характеристики, но они по-прежнему отстают от бензиновых и дизельных машин, особенно в скорости пополнения энергии. Как правило, на полную зарядку уходят часы. В лучших моделях и при наличии мощной зарядной станции это время значительно сокращается, но даже при таких условиях оно все равно составляет как минимум несколько десятков минут.
Поскольку пока возможность зарядки аккумулятора за несколько минут не достигнута и вряд ли будет достигнута в серийных автомобилях в ближайшие годы, инженеры предлагают альтернативные решения. Пока самое проработанное из них — это замена аккумулятора вместо его зарядки. Первой среди крупных компаний этим пыталась заниматься Tesla, правда, отказавшись от идеи в пользу быстрой зарядки, затем этот метод реализовала и успешно масштабировала китайская Nio, а недавно американцы разработали универсальную станцию замены, способную работать с электромобилями разных производителей. Также есть и предложения заряжать электромобили на ходу, например, создавая для них специальные дороги и оснащая контактным устройством.
В патетной заявке, опубликованной недавно USPTO, инженеры Ford описали метод зарядки электромобиля на ходу, который не требует как-либо модифицировать электромобиль, оснащая его дополнительными устройствами. Они предложили буксировать машину грузовиком на трассе и за счет рекуперации пассивно пополнять его аккумулятор. Стоит отметить, что сама идея заряжать электромобиль при помощи буксировки грузовиком — не новая и, например, ее удачно опробовали в России на Tesla Model S и Jaguar I-Pace. Но в патентной заявке описаны новые идеи, делающие такой способ удобнее.
Согласно документу, автомобиль может прикрепляться к задней части грузовика либо обычным способом через тросс или жесткую сцепку, либо при помощи устройства на грузовике, которое будет поднимать передние колеса буксируемой машины. При этом авторы предлагают стыковать две машины не только после остановки, но и в пути. Для этого они предлагают оснастить электромобиль системой стыковки, которая будет автоматически управлять движением автомобиля, отслеживая расстояние до грузовика и маневрируя за ним до контакта. Эта система должна позволить и отстыковываться на ходу, чтобы автомобилю вообще не приходилось останавливаться.
В документе описаны и другие идеи. Например, авторы отмечают, что для экономии топлива в грузовике электромобиль может отслеживать угол наклона дороги и активировать зарядку (а значит и немного тормозить грузовик) только на спусках. Кроме того, инженеры из Ford считают, что машины можно оснастить системой связи через Bluetooth или другой протокол, чтобы обмениваться информации о зарядке, а также чтобы грузовик мог оповещать окружающих, что он готов подзарядить электромобили.
В Германии уже не первый год тестируют другой способ зарядки электромобилей на ходу. В 2019 году Siemens
первый участок автомагистрали с контактным кабелем, через который модифицированные грузовики с выдвигаемыми пантографами могут получать электроэнергию подобно троллейбусам. Однако, как и в случае с шведской дорогой, этот метод требует, чтобы электромобиль был оснащен дополнительным оборудованием, которого нет в серийных автомобилях.
Григорий Копиев
С какими вызовами столкнулись разработчики автономного транспорта
Несколько лет назад могло показаться, что сегодня мы уже будем ездить на работу на беспилотных такси — без водителя и даже элементов управления в салоне. И в нескольких городах мира такие такси действительно появились, однако амбициозные прогнозы оказались весьма далеки от реальности. Рассказываем, с какими подводными камнями столкнулись разработчики автономного транспорта и как они решают проблемы, вставшие на пути к беспилотному будущему.