Американская компания Ample разработала модульную систему быстрой замены аккумуляторов электромобилей, позволяющую получить полностью заряженный автомобиль за десять минут. В отличие от аналогичных систем, разработанных Tesla, Nio и другими компаниями, новая система совместима с электромобилями разных производителей.
До недавнего времени одной из главных претензий к электромобилям было долгое время зарядки. В последних моделях появилась быстрая зарядка, восполняющая большую часть емкости за пару десятков минут, но несколько лет назад технологии еще не дошли до такого уровня, поэтому инженеры пытались пойти другим путем: за несколько минут менять весь блок аккумуляторов на заряженный. Первый проект в этой области был реализован в 1910 году на заре автомобилестроения, а среди современных проектов первым заметным проектом стал израильский Better Place. Компания создала сеть станций замены аккумуляторов, которая на пике в 2012 году насчитывала 21 станцию. Они были совместимы с одной конкретной моделью — Renault Fluence Z.E., модифицированной для быстрой замены аккумуляторов. Компания собиралась расширить список поддерживаемых моделей, но так и не успела сделать этого и в 2013 году обанкротилась.
Позже быструю замену аккумуляторов опробовали два автопроизводителя, но оба проекта были совместимы только с моделями конкретной компании: Tesla показала замену аккумуляторов в 2013 году, но позднее отказалась от этой идеи в пользу быстрой зарядки, а позже такой сервис запустила китайская Nio, которая пока остается единственным успешным примером концепции замены аккумуляторов.
Компания Ample решила реализовать эту концепцию иначе и изначально адаптировать разные модели от разных производителей, чтобы не так сильно ограничивать потенциальных пользователей в выборе. Компания уже создала адаптер для девяти моделей автомобилей пяти компаний: Kia, Nissan, Mercedes-Benz, Chevrolet и Fiat. В целом система похожа на решения от Better Place, Tesla и Nio: компания устанавливает на парковки или другие места небольшие станции, в которые заезжает автомобиль, а под него подъезжает манипулятор, откручивающий фиксирующие болты и меняющий разряженный аккумулятор на заряженный.
Главное отличие заключается в том, что Ample использует универсальные аккумуляторные модули, которых может быть несколько в одной машине. Для того, чтобы серийные автомобили были совместимы с модулями, Ample берет у автопроизводителя спецификации аккумуляторного блока, портов и сопутствующих компонентов, и делает адаптер, который остается в автомобиле и может принимать универсальные аккумуляторы-модули. В качестве одного из неочевидных преимуществ компания называет то, что по мере развития технологий аккумуляторы также будут совершенствоваться и пользователи смогут использовать более емкие аккумуляторы без необходимости менять автомобиль.
Ample отмечает, что станция занимает два парковочных места, а на ее установку уходит неделя. На текущий момент у компании есть пять станций в области залива Сан-Франциско в Калифорнии и договоренность с Uber, которая использует станции для своих такси. Помимо обычных автовладельцев компания рассматривает в качестве своих клиентов сервисы такси, каршеринга и доставки, которые используют автомобили на протяжении многих часов каждый день.
От редактора
Несмотря на то, что компания выбрала более универсальный подход, насчет ее перспектив все равно есть сомнения. Better Place и другие проекты создавались в то время, когда на зарядку любого электромобиля уходили часы. В современных реалиях разница между заменой аккумулятора и его зарядкой не так велика. Ample утверждает, что на замену уходит менее десяти минут. В то же время Tesla Model 3 с помощью быстрой зарядки за пять минут получает энергию на 120 километров пути, что в городе достаточно для абсолютного большинства автовладельцев. Стоит отметить, что среди автомобилей, которые есть в промо-материалах компании нет ни Tesla, ни других автомобилей со столь быстрой зарядкой, однако они занимают большую долю рынка.
Также неясно как именно будет происходить установка адаптера для модулей, будет ли это платно или же компания собирается заложить стоимость модификации в тарифы зарядки, и как компания будет решать вопрос с дорожной сертификацией довольно сильно модифицированных автомобилей.
Тем не менее, попытку популяризации альтернативных способов зарядки электромобилей можно только поприветствовать.
Другая альтернатива обычной зарядке — использование солнечных панелей в автомобиле. Она вряд ли может полностью заменить зарядку от сети, но в солнечных регионах способна сэкономить немалую часть расходов на электроэнергию. До недавнего времени солнечные панели устанавливались только в нишевых электромобилях, но в феврале машину с такой функцией представила Hyundai.
Григорий Копиев
И попал в книгу рекордов Гиннесса
Студенты из Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна установили мировой рекорд ускорения среди электромобилей. Созданный студенческой инженерной командой гоночный электромобиль «Mythen» разогнался от нуля до ста километров в час за 0,956 секунды на дистанции в 12,3 метра. Рекорд официально зарегистрирован в Книге рекордов Гиннесса, сообщает New Atlas.