Археологи из Словении и Германии исследовали остатки веществ, обнаруженных в древних миниатюрных керамических бутылочках. Они выяснили, что на территории Балкан более 6 тысяч лет назад начали использовать свинцовые минералы, пчелиный воск, растительное масло или жир для изготовления косметики. Древние европейцы опередили в освоении этой технологии жителей Месопотамии и Египта на тысячу лет. Результаты исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science: Reports.
На территории Балканского полуострова в эпоху неолита получила развитие археологическая культура Винчи, которая названа в честь одноименной деревни, расположенной недалеко от Белграда. Носители этой культуры создали свою протописьменность, научились плавить медь, занимались земледелием и скотоводством, а также обладали богатыми религиозными представлениями.
Среди множества артефактов, обнаруженных археологами, особняком стоят небольшие биконические керамические бутылочки, которые впоследствии нашли и на стоянках более поздней ласиньской культуры. Ученые долгое время спорят о назначении этих предметов. Выдвигается по меньшей мере три основных версии того, как они использовались: в качестве детских игрушек, емкости для хранения косметики или при отправлении культа.
Бине Крамбергер (Bine Kramberger) из Института охраны культурного наследия Словении совместно с учеными из Германии исследовал 14 миниатюрных керамических бутылок с перфорированными ручками, которые были распространены в эпоху позднего неолита и халколита в юго-восточных альпийских предгорьях, на территории Венгрии и Балканского полуострова. Эти предметы относятся к археологическим культурам Винча и ласиньской.
Результаты исследований показали, что в одном из сосудов находились остатки церуссита (белой свинцовой руды) и, вероятно, пчелиного воска. В двух бутылках обнаружены следы других свинцовых минералов — плюмбогуммита и пироморфита, а также животного жира и пчелиного воска. Остатки последнего находились еще в одном сосуде.
Ученые считают, что церуссит, вероятно, был измельчен перед использованием. Добавление к нему пчелиного воска привело бы к образованию твердой массы, которая не могла храниться в маленьких бутылочках или не была бы легко доступной из-за узких отверстий. Вероятно, после добавления воска твердую массу снова измельчали в порошок и хранили внутри сосудов в таком виде. Затем его можно было высыпать и смешать с жидкостью для получения пигмента, который легко наносится на кожу. Другой метод подразумевает смешение воска, свинцовых минералов и растительного масла или жира. В таком случае смесь получится вязкой, но ее можно достать из бутылочки с помощью длинного узкого инструмента.
Наиболее ранняя находка, содержащая остатки свинца, была сделала на поселении Пьетреле и относится к 4350—4200/4100 лет до нашей эры. Самые ранние свидетельства использования церуссита в косметических целях обнаружены в царских гробницах Ура и относятся к раннединастическому периоду в Месопотамии (3100–2686 годы до нашей эры). Этот минерал также применялся в Древней Греции и Риме, похожие примеры есть из других государств, например, из Древнего Египта. Ученые заключили, что косметика на основе свинца использовалась в Европе на 2000 лет раньше, чем считалось, а также за 1000 лет до самых ранних свидетельств ее применения в цивилизациях Древнего Востока.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях древних популяций Европы. Так, итальянские палеопатологи обнаружили, что житель Хорватии умер от остеомиелита после удара в лоб бронзовым топором около 4000 лет назад, а люди со стоянки Вучедоль эпохи ранней бронзы пострадали в детстве от поротического гиперостаза.
Михаил Подрезов
На это указал анализ останков из гробниц бронзового века
Биоархеологи проанализировали изотопный состав останков 13 человек, найденных в элитарных гробницах середины — второй половины III тысячелетия до нашей эры, которые раскопали на ближневосточном памятнике Умм-эль-Марра. Стабильные изотопы стронция и кислорода указали на то, что как минимум шесть исследованных людей родились за пределами этого древнего города. Причем четверо из них оказались женщинами. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports, возможно, это отражает брачные связи представителей местной правящей элиты с другими ближневосточными центрами бронзового века.