Американские антропологи исследовали роль алкогольных пиршеств в перуанской культуре Уари в 600–1000 годах нашей эры. Древняя государственная пивоварня в городе Сьерро-Баул и богатая коллекция керамических сосудов показали, что власти использовали алкогольные мероприятия, чтобы добиться расположения и преданности у провинциальных элит. Статья опубликована в Journal of Anthropological Archaeology.
Целенаправленным изготовлением алкоголя люди занялись с переходом к производящему хозяйству, то есть в эпоху неолита. Самые древние сосуды, в которых хранилось домашнее вино или пиво, известны из Китая, Грузии, стран Ближнего Востока. В доколумбову эпоху алкоголь крайне широко распространился в культурах Центральной и Южной Америки, глубоко проникнув в мифологию и систему верований. Например, у ацтеков существовало несколько богов пьянства. Подробно о том, какие были боги опьянения у разных народов, можно узнать из материала «Нинкаси, Хатхор и Четыреста кроликов».
Во второй половине I тысячелетия нашей эры на территории современного Перу возникла империя Уари. Археологи обнаружили в долине Аякучо несколько десятков поселений этой культуры с небольшими каменными домами, земледельческими террасами и оросительными каналами. В VII–VIII веках территория Уари начала резко расширяться, включив практически все горное Перу. Некоторые достижения этой бурно развивавшейся цивилизации актуальны до сих пор. Так, спустя почти 1,5 тысячи лет правительство Перу решило восстановить древнюю систему водоснабжения.
Патрик Уильямс (Patrick Williams) и Донна Нэш (Donna Nash) из Филдовского музея естественной истории исследовали роль алкогольных пиршеств в культуре Уари в 600–1000 годах нашей эры, которые выступали в качестве одной из основных форм социально-политического влияния. Местные элиты не только варили пиво для общественных мероприятий, но и строили крупные пивоварни в провинциальных городах. Экспансия Уари тесно связана с производством алкогольного напитка, который испанцы называли чича. Его готовили из кукурузы или перуанского перца.
В провинциальном центре Сьерро-Баул расположена древняя пивоварня, которая в общей сложности занимала 400 квадратных метров. Она состояла из отдельных помещений для измельчения и приготовления кукурузы, варки сусла, брожения и хранения, а также употребления самого напитка. В центральном внутреннем дворике археологи нашли дюжины огромных сосудов, вмещавших около 150–300 литров. Пивоварню основали около 650 года нашей эры и закрыли после 1000 года, причем провели церемониальный обряд ее сожжения до основания.
Археологи нашли целый комплекс различных керамических сосудов, связанных производством и потреблением андского пива, особенно чашек и керо. Самый большой кубок для питья достигал объема в 1,5 литра. В стилистике преобладали в основном геометрические мотивы, но в некоторых случаях встречаются изображения бога Посоха. Одна из самых необычных групп сосудов изготовлена в виде человеческих щиколоток и стоп.
Ученые предполагают, что разные сосуды использовались для разных этапов алкогольного пиршества, когда тосты произносились во славу различных божеств. Роль таких праздников для поддержки чувства принадлежности к элите имела решающее значение в провинциальной политике Уари. Антропологи утверждают, что производство и потребление чичи на государственных пивоварнях отвечало экспансионистской политической стратегии Уари.
Ранее на N + 1 сообщали о других археологических и антропологических исследованиях, посвященных древнему употреблению и производству алкоголя. Так, переход к земледелию позволил древним китайцам устраивать массовые алкогольные пиршества, а в Египте нашли самую древнюю промышленную пивоварню.
Михаил Подрезов
Это произошло благодаря потоку генов от охотников-собирателей
Палеогенетики проанализировали ДНК 83 человек, останки которых нашли на шести неолитических памятниках, расположенных на территории современной Германии. Они обнаружили, что у земледельцев, живших в эпоху позднего неолита, увеличилось разнообразие аллелей в главном комплексе гистосовместимости по сравнению с ранними земледельцами из этого же региона. По мнению исследователей, это связано с притоком генов от мезолитических охотников-собирателей. Как сообщается в препринте, выложенном на сайте bioRxiv.org, несмотря на это, разнообразие оставалось значительно ниже, нежели у современных немцев.