Правительство Перу восстановит систему пресного водоснабжения, созданную в пятом веке до н.э. Об этом сообщает журнал New Scientist.
Государственная компания водоснабжения города Лима решила инвестировать в восстановление системы, изобретенной племенем Уари. Система под названием «amunas» представляет из себя сообщающиеся каменные каналы. Амуны собирают воду горных рек в сезон дождей, но не дают ей стекать к подножию гор, а концентрируют в грунте. Когда начинается засушливый сезон, грунтовые воды добываются сквозь акведуки.
Планируется восстановить 50 амунас в бассейне реки Чийон. По расчетам властей Перу, это должно сократить дефицит пресной воды в Лиме на 60 процентов. На данный момент единственным источником пресной воды являются горные реки Анд. Во время сезонов засухи без воды в Лиме остаются девять миллионов человек.
В марте 2015 года подобный проект завершился в Индии. Раджендра Сингх восстановил древнюю индийскую систему водоснабжения johad, за что получил Стокгольмскую премию воды 2015 года. Джохады действуют по тому же принципу, что и амун — накапливают дождевую воду в резервуарах (в период с июля по август), после чего люди могут пользоваться ей в течение года. На данный момент восстановлено 8,6 тысяч джохадов.
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.