Телескоп CHEOPS случайно нашел первую транзитную долгопериодическую экзопланету

Космический телескоп CHEOPS случайно обнаружил первую долгопериодическую транзитную экзопланету — ей стала ν2 Lupi d, год на которой длится 107 земных дней. Заодно телескоп помог ученым определить примерное строение всех трех экзопланет, входящих в систему. Статья опубликована в журнале Nature Astronomy.

Цель космической обсерватории CHEOPS (Characterising Exoplanet Satellite), в отличие от похожих на нее телескопов CoRoT, Kepler и TESS, заключается в изучении уже известных экзопланет вокруг ярких звезд, а не поиске новых. CHEOPS был запущен в космос в декабре 2019 года и приступил к научной программе в апреле 2020 года. Он оснащен телескопом с эффективной апертурой 30 сантиметров и способен проводить высокоточные фотометрические наблюдения за звездами, регистрируя периодические прохождения планет по их диску, что позволяет уточнять их свойства, такие как масса, радиус, температура и свойства атмосферы.

Группа астрономов во главе с Летицией Делрез (Laetitia Delrez) из Льежского университета опубликовала результаты наблюдений при помощи CHEOPS за системой яркой солнцеподобной звезды Ню2 Волка (ν2 Lupi), расположенной на расстоянии 47,5 световых лет от Солнца. Более ранние наблюдения за звездой помогли обнаружить у нее при помощи метода радиальных скоростей три экзопланеты с массами в диапазоне между Землей и Нептуном и периодами обращения 11,6, 27,6 и 107,6 земных дней. Две из этих экзопланет в дальнейшем наблюдались телескопом TESS, который увидел их транзиты по диску звезды.

Ученые обратили внимание, что в ходе наблюдений телескоп случайно увидел прохождение по диску звезды самой дальней планеты в системе — ν2 Lupi d, что делает ее первой долгопериодической транзитной экзопланетой. Кроме того, исследователи смогли определить примерное строение всех трех экзопланет. Радиус ν2 Lupi b был оценен в 1,664 радиуса Земли, а объемная плотность оказалась аналогичной земной. Радиусы ν2 Lupi c  и ν2 Lupi d были оценены в 2,916 и 2,562 радиуса Земли, а объемные плотности —  0,453 и 0,522 объемной плотности Земли, соответственно.

Предполагается, что самая близкая к звезде экзопланета является каменистой, содержит мало запасов воды (12,6 процентов от общей массы планеты) и газа и в прошлом могла активно терять атмосферу. ν2 Lupi c и ν2 Lupi d содержат гораздо больше воды (25-27 процентов от общей массы планеты) и небольшую газовую оболочку, которая, скорее всего, состоит из водорода и гелия. Эти две экзопланеты достаточно массивны и далеки от родительской звезды, чтобы процесс потери атмосферы был значителен. Ученые считают, что необходимы дальнейшие наблюдения за этой системой, так как она представляется отличной природной лабораторией для проверки моделей образования и эволюции маломассивных планет.

Ранее мы рассказывали, как CHEOPS подтвердил экстремальные температуры на экзопланете WASP-189b — одной из самых горячих из известных на сегодня.

«Джеймс Уэбб» рассмотрел пару джетов у двойной протозвезды