Британский археолог реконструировала древний кожаный щит по технологии индейцев сиу

Археолог Салли Херриетт сумела реконструировать кожаный щит I тысячелетия до нашей эры, используя альтернативный метод выделки кожи, характерный для американских индейцев сиу. Изготовленные щиты она проверила в реальном бою с оружием, характерным для эпохи бронзового века, заказанным у кузнеца. Эксперимент показал жизнеспособность изготовленных средств защиты. Статья опубликована в Journal of Archaeological Science: Reports.

Экспериментальная археология позволяет визуализировать материальную культуру давно ушедших эпох. Зародившись в Европе еще в конце XVIII века, сегодня она представляет одно из самых интересных направлений. Экспериментальная археология стремится скопировать доисторические технологии в контролируемых условиях, близких к оригиналу. Это могут быть как примитивные методы изготовления каменных орудий труда, так и сложные металлургические выплавки или строительство домов.

В эпоху Древнего мира и Средних веков широкое распространение для подготовки кожи для щитов получил метод выварки, обеспечивавший особую прочность и достаточную легкость изделий. Кожа проходила предварительное растительное дубление, после чего помещалась в горячую воду, воск, масло или канифоль. Впоследствии кожу подвергали формовке, окраске и тиснению, а затем отправляли на сушку. Однако существовали и альтернативные методы.

Британский археолог Салли Херриетт (Sally Herriett) в рамках подготовки докторской диссертации провела серию экспериментов, посвященных обработке шкур животных по примитивной технологии, которую использовали американские индейцы сиу при изготовлении щитов. Она поставила перед собой задачу воспроизвести Клонбринский щит, изготовленный на основе кожи в 900–500 году до нашей эры — этот артефакт обнаружен еще в 1909 году в ирландском торфяном болоте.

Херриетт отметила, что индейцы сиу использовали излучаемое нагретыми камнями тепло для выделки шкур бизонов. Такая термообработка заставляла сырую кожу сжиматься, а в ходе дальнейшей сушки она затвердевала. Автор пояснила, что такая обработка не позволит коже оставаться твердой длительное время, что обеспечивает дубление, но даст возможность сделать щит в короткие сроки.

Археолог не смогла найти ни один кусок дерева подходящего размера для изготовления основания щита, поэтому оно выполнено из двух частей 60×30×8, обрезанных полукругом. На основании сделан центральный выступ и три концентрических окружности. Для удержания половин вместе использовали современный ремень, но в древности, по мнению автора, могла применяться веревка.

По краям шкуры Херриетт проделала отверстия, чтобы можно было привязать к основанию, а также подвесить над горячими камнями при термообработке. Она развела костер в небольшой яме, куда вместе с дровами засыпала гальку и куски гранита. Шкура висела над камнями на высоте 20–25 сантиметров в течение получаса. Автор отметила, что в дальнейшем потребовалось три недели, чтобы кожа окончательно затвердела. Свисающие с формы края она с трудом смогла обрезать электролобзиком.

Для испытания щита в бою Херриетт заказала у кузнеца бронзовые копье и меч. После проведенного опыта она констатировала, что щит максимально хорошо выполнял свою функцию, получив лишь незначительные повреждения. Археолог заключила, что данная работа не отрицает классический метод выварки кожи, а лишь предлагает ему возможную альтернативу.

Археологи нередко пытаются реконструировать древние технологии экспериментальным путем. Ранее на N + 1 мы рассказывали, что с помощью сырой древесины и ослиного навоза исследователям удалось выплавить медь по древнеегипетской технологии, а украинские ученые смогли отлить наконечники стрел по древним скифским технологиям.

Во Франции нашли 36-тысячелетний артефакт в виде головы собакообразного животного