Сырая древесина и ослиный навоз помогли археологам выплавить медь по древнеегипетской технологии

Археологи в ходе эксперимента смогли восстановить технологию выплавки меди, которая применялась древними египтянами на стоянке Айн-Сохне около четырех тысяч лет назад. Они пришли к выводу, что в качестве топлива для печей в условиях его дефицита в пустыне использовалась сырая древесина акации и ослиный навоз, отвечавший за терморегуляцию. Такое сочетание позволило добиться отличного сходства между результатами эксперимента и археологическими свидетельствами. Статья опубликована в Journal of Archaeological Science: Reports.

Стоянка Айн-Сохна, расположенная у северной части Суэцкого залива, играла важную роль в поставках меди в долину Нила во времена Древнего (около 2649–2152 годов до нашей эры) и Среднего (около 2040–1783 годов до нашей эры) царств. На сегодня здесь раскопано около 80 печей, датируемых ранним Средним царством (около четырех тысяч лет назад). Они показывают высокий уровень стандартизации в технологии выплавки меди. Более того, это единственный полностью задокументированный пример ранней металлургии Египта этого периода. В раннем Среднем царстве медную руду получали в южном Синае, а затем доставляли в Айн-Сохну на кораблях для переработки. Однако большое количество печей для выплавки требовало большого количества древесины, что заставило египтян искать оптимальные технологии, учитывающие нехватку леса в пустыне.

Жорж Верли (Georges Verly) из Бельгийского королевского музея искусства и истории совместно с учеными из Франции и Нидерландов провел масштабный эксперимент по реконструкции печей и технологий выплавки, применявшихся в Айн-Сохне. Авторам удалось получить точно такие же материалы для постройки печи и ее футеровки, какие имелись на побережье Красного моря в Древнем Египте. Медная руда соответствовала по своим характеристикам синайским образцам. Однако исследователям предстояло установить, каким топливом пользовались египтяне при выплавке.

По мнению ученых, в древности существовало два подходящих вида топлива – это сырая древесина и древесный уголь (в Египте в основном из акации). Сырая древесина обладала преимуществом, так как требовала меньших манипуляций перед использованием и меньше расходовалась. Кроме того, доступным горючим был навоз ослов, которые в те времена активно использовались для вьючных перевозок. Археологи указали, что ослиный навоз в сухом виде применяли при приготовлении пищи. Они выдвинули предположение, что для выплавки меди его можно было брать сырым, так как это позволит снизить расход древесины или угля, а также контролировать температуру печной колонны (в среднем она не должна была превышать 900 градусов по Цельсию).

После проведения эксперимента, который, по утверждениям ученых, длился 1500 часов, они пришли к выводам, основываясь на данных о состоянии футеровки и шлака, а также качества полученной меди. Сырая древесина хорошо подошла для выплавки медной руды, так как она нагревает колонну при более низких температурах, что позволяет повторно использовать печи. Сочетание сырой древесины и ослиного навоза, который позволяет регулировать и распределять температуру внутри печи, привело к наилучшему сходству между результатами эксперимента и соответствующими археологическими данными. Такая комбинация, по мнению ученых, скорее всего, применялась в Айн-Сохне раннего Среднего царства. Использование же древесного угля, как и выплавка без навоза, привело к непригодным результатам.

Недавно мы рассказывали о других ярких открытиях из истории Древнего Египта, где ученые нашли самую старую известную промышленную пивоварню, а в 3500-летнем папирусе обнаружили древнейшее описание процесса мумификации.

Археологи впервые обнаружили сухопутный участок пути «из варяг в греки»