Глазастые буи отпугнут морских птиц от рыболовных сетей

Британские и эстонские орнитологи придумали необычный способ защитить морских птиц от гибели в жаберных сетях. Они предлагают оборудовать такие орудия лова плавучими пугалами — буями, на которых установлена вращающаяся панель с имитацией глаз. Как показал эксперимент, проведенный в Балтийском море, по крайней мере утки-морянки опасаются глазастых буев и стараются держаться от них подальше. Это значит, что если закрепить на таких буях сеть, морские птицы будут реже нырять рядом и с меньшей вероятностью запутаются в ней и утонут. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Royal Society Open Science.

Морские птицы сильно страдают от последствий человеческой деятельности. В число угроз, с которыми они сталкиваются, входят распространение инвазивных видов, антропогенные климатические изменения, чрезмерный вылов рыбы и морских беспозвоночных, а также пластиковое и световое загрязнение. Кроме того, причиной гибели многих пернатых становятся рыболовные снасти.

В последние десятилетия специалисты нашли эффективные способы сократить ущерб, который наносят птицам ярусный и траловый лов. Однако попытки обезопасить их от жаберных сетей пока намного менее успешны. Например, оснащение таких орудий лова светодиодами работает лишь в отдельных регионах. А запреты на промысел в местах, где держатся представители редких видов, вызывают недовольство у рыбаков. В результате, по оценкам орнитологов, в жаберных сетях продолжают ежегодно погибать около четырехсот тысяч морских птиц.

Команда исследователей во главе с Яном Рукселем (Yann Rouxel) из природоохранной организации BirdLife International разработала оригинальный подход к решению этой проблемы. Они предложили отпугивать морских птиц от жаберных сетей с помощью своеобразных плавучих пугал. Каждое из них представляет собой стандартный буй для поддержания сети, на котором закреплен алюминиевый шест с вращающейся на ветру панелью. На этой панели с обеих сторон нарисованы черно-белые пятна диаметром 150 миллиметров, напоминающие огромные глаза. Согласно предыдущим наблюдениям, именно изображения глаз, даже стилизованные, вызывают у птиц наибольшее беспокойство — вероятно, они ассоциируются у них с приближающимся хищником. Орнитологи предположили, что морские птицы не станут нырять около таких буев — а значит, не запутаются в сетях, которые на них закреплены.

Чтобы проверить эффективность буев-пугал, Руксель и его коллеги решили провести полевой эксперимент в Балтийском море. Местные воды очень продуктивны и привлекают рыбаков и разнообразных морских птиц, например, зимующих уток, таких как морянки (Clangula hyemalis) и турпаны (Melanitta fusca) (численность обоих видов быстро сокращается, так что Международный союз охраны природы присвоил им статус уязвимых). При этом для птиц Балтийское море очень небезопасно: каждый год в жаберных сетях здесь погибает около семидесяти шести тысяч пернатых.

Исследователи выбрали два участка у северного побережья эстонского острова Сааремаа и разместили на одном из них три плавучих пугала. На контрольном участке были установлены стандартные буи с флажками, на которых местные рыбаки закрепляют сети. С февраля по апрель 2020 года Руксель и его коллеги ежедневно отмечали всех птиц, которые появлялись в пределах пятидесяти метров от буев. После шести недель наблюдения глазастые буи переместили на контрольный участок, а обычные — на экспериментальный, после чего исследование продолжалось еще столько же. Каждый раз исследователи отдельно подсчитывали среднее число птиц в течение пяти дней до установки буев; в течение двадцати дней, пока те находились на своих местах; а также в течение пяти дней после того, как их убирали.

В общей сложности за 250 часов наблюдений Руксель и его соавторы отметили более одиннадцати тысяч морских птиц, принадлежащих к восемнадцати различным видам. Более 90 процентов из них составляли морянки, так что именно на них исследователи и сосредоточили свое внимание. Статистический анализ собранных данных показал, что в пределах пятидесяти метров от глазастых буев отмечается на 20-30 процентов меньше морянок по сравнению с обычными буями. По мнению авторов, если использовать такие плавучие пугала для закрепления жаберных сетей, гибель птиц в них сократится на аналогичные величины по сравнению со стандартными подходами. Учитывая, что ежегодно в Балтике в жаберных сетях тонут около двадцати двух тысяч морянок, использование глазастых буев позволит спасти по меньшей мере несколько тысяч уток.

Исследователи не заметили никаких признаков, что после демонтажа плавучих пугал район, где они располагались, продолжает отпугивать уток. Хотя в течение двух-трех недель птицы, кажется, начинают привыкать к глазастым буям, авторы сомневаются, что это снизит их эффективность, поскольку обычно жаберные сети устанавливают в одном месте всего на несколько дней.

Руксель и его коллеги подчеркивают, что одного исследования недостаточно, чтобы оценить, насколько хорошо плавучие пугала защищают морских птиц от гибели в сетях. По их словам, необходимо провести дополнительные эксперименты, в которых на отпугивающих буях будут закреплены жаберные сети. Кроме того, эффективность таких устройств следует проверить в других регионах, где видовой состав пернатых отличается. Возможно, в ходе этих работ предварительный дизайн пугала, предложенный орнитологами, претерпит значительные изменения.

Птицы боятся нарисованных глаз, а вот на людей такие изображения оказывают более сложный эффект. Как продемонстрировали американские психологи, если приклеить фотографии глаз на коробку для пожертвований, люди будут охотнее оставлять в ней деньги. Результаты их исследования в очередной раз подтверждают, что, когда за человеком наблюдают, он ведет себя более просоциально, например, чаще помогает другим и делает больше пожертвований.

N + podcast: обсуждаем с Александром Лукашевым паразита питонов в мозге человека