Две неудачные попытки вернуть гавайских ворон на родной для них Большой остров Гавайского архипелага заставили специалистов изменить подход к охране этого вымершего в природе вида. Согласно пресс-релизу, который в конце марта выпустил Департамент земельных и природных ресурсов штата Гавайи, теперь редких птиц планируется выпустить на островах округа Мауи, где нет опасных для них канюков. В историческую эпоху гавайские вороны на Мауи и близлежащих островах не жили, однако этот вид (или близкий к нему) обитал здесь до прибытия полинезийцев. Впрочем, конечной целью орнитологов остается восстановление самоподдерживающейся популяции на Большом острове.
Некоторые виды животных едва не вымерли по вине человека и сохранились только в зоопарках и питомниках. Чтобы повысить шансы таких видов на долгосрочное выживание и восстановить утерянные экосистемные связи, специалисты активно пытаются вернуть их в природу — и нередко добиваются успеха. В качестве примера можно упомянуть зубров (Bison bonasus). В начале XX века эти крупные травоядные исчезли в природе из-за охоты, однако разведение животных в неволе и их последующий выпуск позволили восстановить отдельные дикие популяции.
К сожалению, порой многолетние усилия ученых по реинтродукции не приносят никаких плодов. Например, до сих пор неудачами заканчивались все попытки вернуть гавайских ворон (Corvus hawaiiensis) в их родные леса. Когда-то эти умные птицы были широко распространены на Большом острове Гавайского архипелага, однако к 2002 году их дикая популяция исчезла из-за разрушения среды обитания, завезенных хищников и болезней. К счастью, к тому времени гавайских ворон уже начали разводить в неволе.
Первая программа по реинтродукции гавайских ворон началась в 2016 году. Однако после того, как из пяти выпущенных в заповеднике особей две стали жертвами канюков-отшельников (Buteo solitarius) (этот хищник — часть аборигенной фауны Гавайев, то есть он жил здесь еще до прихода человека), а одна умерла от голода, проект свернули. Вторая попытка стартовала осенью 2017 года и вначале казалась намного более успешной: 16 ворон освоились на охраняемой территории, а одна пара даже построила гнездо. Тем не менее через три года специалисты пришли к выводу, что смертность среди птиц слишком высокая — в основном из-за атак канюков. Выживших особей отловили и вернули в неволю.
Несмотря на неудачи, специалисты уверены, что в конце концов им удастся вернуть редких ворон в дикую природу. Правда, программу реинтродукции все же пришлось скорректировать. Как сообщили в конце марта сотрудники Департамента земельных и природных ресурсов штата Гавайи, которые отвечают за данный проект, теперь рассматривается возможность выпустить выведенных в неволе птиц в лесах Мауи — другого острова Гавайского архипелага (а также нескольких соседних островов, которые входят с ним в один округ). В историческую эпоху вороны здесь не обитали, однако палеонтологические находки указывают, что этот вид (или близкий к нему) населял Мауи до прибытия полинезийцев.
Главное преимущество нового места — отсутствие канюков, главных врагов ворон. Хотя когда-то эти пернатые хищники жили и на островах, относящихся к округу Мауи, к настоящему времени они здесь вымерли и сохранились только на Большом острове. Кроме того, в лесах этих островов много пищи для ворон и есть подходящие для гнездования деревья.
В ближайшее время специалисты планируют провести тщательные исследования на островах округа Мауи, чтобы определить подходящие участки для выпуска ворон. Кроме того, им придется заручиться поддержкой общественности и местных природоохранных организаций, а также получить все необходимые разрешения. Это значит, что новую попытку вернуть гавайских ворон в природу следует ждать в лучшем случае через несколько лет. В случае ее успеха специалисты достигнут сразу двух целей: создадут резервную популяцию редких птиц и смогут больше узнать об их поведении в естественных условиях.
Главной целью орнитологов, впрочем, остается создание самоподдерживающейся популяции гавайских ворон на Большом острове. Однако они не будут предпринимать никаких шагов в этом направлении, пока подробнее не изучат местных канюков, по вине которых сорвались две первые попытки реинтродукции. Эти знания, а также информация о гавайских воронах, которых выпустят на островах округа Мауи, лягут в основу новых проектов по возвращению этого вида на его родной остров.
Когда-то на Гавайях обитало более пятидесяти видов цветочниц — мелких птиц из семейства вьюрковых (Fringillidae), занимавших разнообразные экологические ниши. Однако большинство из них вымерли из-за охоты, завезенных хищников и комаров, которые переносят птичьи оспу и малярию. Из примерно пятнадцати выживших видов большинство находятся на грани исчезновения. Например, цветочница-попугаеклюв (Pseudonestor xanthophrys) может вымереть уже в ближайшие годы. Чтобы предотвратить ее исчезновение, специалисты намерены отловить в природе и перевезти в зоопарки и питомники в континентальной части США тридцать особей. Их вернут на родину после того, как освободят подходящие места обитания от комаров.
Сергей Коленов
Эту летучую мышь из Бразилии не видели с 1916 года
Бразильские зоологи переоткрыли странного кожана (Histiotus alienus). Эта летучая мышь из семейства гладконосых (Vespertilionidae) была описана по единственному экземпляру, добытому в штате Санта-Катарина на юге Бразилии в 1916 году. После этого ученые не встречали ее больше ста лет. Однако в ноябре 2018 года команда специалистов под руководством Винисиуса Клаудио (Vinícius C. Cláudio) из Института Освалду Круса во время работ по изучению рукокрылых в заповеднике в штата Парана поймала необычного самца летучей мыши из рода Histiotus, который отличался от представителей всех известных им видов окраской, а также размером и формой ушей. Исследователи сохранили особь в спирте для музейной коллекции, после чего, изучив образец внимательнее, пришли к выводу, что перед ними давно потерянный странный кожан. Сравнение с единственным известным до сих пор экземпляром, который хранится в Музее естественной истории в Лондоне, подтвердило эту догадку. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала ZooKeys. Клаудио и его соавторы отмечают, что вторая встреча со странным кожаном произошла примерно в 280 километрах к западу от первой и в другой экологической зоне. Если голотип данного вида рукокрылых был добыт в атлантическом лесу, то новый экземпляр — на травянистой равнине с фрагментами араукариевого леса. Обе эти экосистемы быстро исчезают под натиском цивилизации, что может поставить будущее странного кожана под угрозу. При этом о его образе жизни неизвестно практически ничего. По мнению исследователей, чтобы больше узнать о странных кожанах, нужно провести тщательный анализ музейных коллекций рукокрылых, собранных в Южной Бразилии: возможно, в них есть неправильно определенные экземпляры данного вида.