Вторая попытка вернуть ворон на Гавайи закончилась неудачей

Очередная попытка вернуть редких гавайских ворон в леса их родного архипелага закончилась неудачей. Хотя выпущенные в заповеднике птицы неплохо себя чувствовали на протяжении нескольких лет, из-за возросшей смертности специалисты приняли решение поймать оставшихся на свободе особей и вернуть их в неволю. Как отмечается в пресс-релизе проекта, жившие в дикой природе вороны могут передать сородичам приобретенные навыки, что облегчит новые попытки реинтродукции.

Гавайские острова с их прекрасными пляжами и тропическими лесами нередко воспринимают как идеальное место для отдыха. Однако для биологов они давно стали иллюстрацией негативного воздействия человека на дикую природу. Когда-то на Гавайях обитало множество разнообразных птиц и беспозвоночных, но появление людей привело к вымиранию значительной их части. Неудивительно, что эти острова часто называют «столицей вымираний».

Самых крупных птиц, например, гигантских нелетающих гусей и уток, истребили еще полинезийские колонисты. Процесс продолжился после появления европейцев: они привезли на Гавайи целый ряд чужеродных видов, которые охотились на местных эндемиков, вытесняли их и распространяли среди них опасные болезни. Например, значительная часть гавайских цветочниц (Drepanidini) вымерла из-за птичьих малярии и оспы, которые попали на архипелаг вместе со случайно завезенными комарами. Под угрозой оказались и местные беспозвоночные, например, улитки.

Человеческого давления не вынесли даже местные вороны (Corvus hawaiiensis), которые когда-то были обычным видом. К середине XX века их популяция резко сократилась из-за болезней, завезенных видов и уничтожения лесов, а последняя дикая птица умерла в 2002 году. К счастью, к этому времени гавайских ворон уже начали успешно разводить в неволе — например, в зоопарке Сан-Диего. Сегодня численность вида в зоопарке и питомниках составляет более ста особей.

Хотя вороны неплохо чувствуют себя в неволе, конечная цель специалистов — вернуть этих птиц в гавайские леса, где они смогут размножаться без помощи человека и поддерживать работу местной экосистемы. Первую попытку реинтродукции провели в 2016 году, когда пять молодых ворон выпустили в заповеднике на Большом острове Гавайского архипелага. К сожалению, в течение четырех недель две особи стали жертвами местных канюков-отшельников (Buteo solitarius) (это аборигенный вид, который жил на Гавайях еще до прихода человека), а одна умерла от голода. Двух оставшихся птиц поймали и вернули в неволю.

Осенью 2017 года защитники природы перезапустили проект по реинтродукции гавайских ворон. В течение года они выпустили на охраняемой территории 16 птиц разного пола. Сообщалось, что вороны сформировали социальные группы, а в мае 2019 года одна пара даже построила гнездо и отложила яйца (правда, они оказались неоплодотворенными).

Казалось, что возвращение птиц в дикую природу идет довольно успешно. Однако в последнее время крошечная популяция в гавайских лесах столкнулась с высокой смертностью, в основном из-за атак канюков. В результате специалисты приняли решение отловить выпущенных ранее птиц и вернуть их в неволю.

Несмотря на неудачу, авторы смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом. Они надеются, что вороны, которые провели несколько лет в диком лесу, передадут полученные навыки сородичам, живущим в неволе. Это поможет подготовить новых птиц к выпуску в дикую природу.

Возвращение диких животных в места, где они когда-то обитали, но исчезли из-за деятельности человека, становится все более важным природоохранным инструментом. Например, недавно специалисты вернули тасманийских дьяволов в материковую часть Австралии — здесь они вымерли около трех тысяч лет назад. Проект не только поможет поддержать численность редкого вида, но и оздоровит местные экосистемы.

Морские биологи сняли глубоководного кальмара без присосок на ловчих щупальцах