Японские исследователи пришли к выводу, что к столу самаркандских царей ихшидов подавали блюда и восточной, и западной кухни, сообщает The Asahi Shimbun. Смешение кулинарных традиций обнаружили, исследуя царскую кладовую в крепости Кафир-Кале в 12 километрах к югу от Самарканда. Такое меню стало возможным благодаря расположению крепости на траектории Великого шелкового пути.
Взаимное проникновение традиций, заимствование элементов культуры, быта и хозяйственного уклада наиболее выражено в местностях, расположенных на маршрутах кочевий и торговых путей. Одна из важнейших магистралей на Евразийском континенте в эпоху средневековья — Великий шелковый путь. Караваны с товарами, следовавшие из Китая в Средиземноморье через Центральную Азию и Кавказ, вовлекали в торговлю, культурные и религиозные контакты многие народы. Материальные подтверждения тесных связей регулярно находят при изучении археологических памятников. Один из них — Кафир-Кале, частично сохранившаяся резиденция правителей древнего Согда «ихшидов» V—VIII веков, важный торговый и военный пункт на Великом шелковом пути.
Археологические исследования ведутся в крепости с 2013 года. Кафир-Кале в переводе означает «крепость неверных», что подтверждает ее доисламское происхождение. В Центральной Азии известны несколько крепостей с похожим названием. Дворцовый комплекс был построен из сырцового кирпича на холме из уплотненной глины высотой четыре метра в 12 километрах от Самарканда. В 710 году во время завоевательных походов Омейядов резиденция Кафир-Кале была сожжена и разрушена. Эти драматические события подарили археологам возможность исследовать законсервированные огнем остатки органических продуктов.
Японско-узбекская археологическая экспедиция под руководством профессора Такао Уно (Takao Uno) из Университета Тэдзукаяма обнаружила продуктовую кладовую VIII века в комплексе сооружений Кафир-Кале. Она располагалась в помещении размерами 11,3×3 метра по соседству с тронным залом. Удалось идентифицировать карбонизированные зерна лисохвоста (Foxtail millet, Setaria italica), зерновой культуры, похожей на просо и обгоревшее вещество, похожее на мед. Кроме обугленных запасов продовольствия ученые обнаружили в кладовой 13 керамических сосудов высотой около одного метра, предназначенные для вина и оливкового масла, и декоративную деревянную миску, служившую, вероятно, для хранения орехов.
Орехи и мед — компоненты традиционной греческой кухни. Зерно лисохвоста — древнейший ингредиент восточной кухни, самым ранним находкам этой крупы, обнаруженным в Китае, 8000 лет. Злак употребляют в пищу и сегодня, это самая распространенная разновидность проса в Средней Азии. Его готовят в сочетании с бобовыми культурами, чесноком и пряностями.
Исследователи предполагают, что запасы вина из кладовой использовались во время царских празднеств, а в качестве угощения подавались блюда из продуктов, доставленных караванами со всех сторон света: дамплинги и каши из лисохвоста с Востока, мед и грецкие орехи с Запада.
Археологические памятники на пути караванов Великого шелкового продолжают приносить новые сведения. Семена, косточки, скорлупа от фруктов, винограда и орехов, которыми торговали купцы, рассказывают о постепенном распространении этих растений в Центральной Азии вплоть до высокогорных районов. Фрагмент шелковой ткани из непальского захоронения расширил географию караванных путей на юг. Исследованы миграции паразитов человека, которые путешествовали по шелковому пути вместе с торговцами.
Елена Синицкая
Их изготовили из оленьих рогов
Археологи, работавшие на юге Вьетнама, обнаружили два артефакта, изготовленных из оленьих рогов. По мнению ученых, они представляют собой остатки струнных музыкальных инструментов, возраст которых не меньше двух тысяч лет. Это одни из древнейших музыкальных инструментов такого типа, найденных в Юго-Восточной Азии. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.