Телескоп TESS нашел более двух тысяч экзопланет за два года

Астрономы подвели итоги основной научной программы космического телескопа TESS. За два года он отыскал 2241 кандидата в экзопланеты, из которых около 120 уже подтверждено. Среди них мини-нептуны, суперземли, голые ядра планет, а также объекты в системах белых карликов. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org.

Обсерватория TESS запущена в космос весной 2018 года. Она оснащена четырьмя телескопами с шестнадцатью ПЗС-матрицами разрешением 16,8 мегапикселя, каждая из которых имеет поле зрения 24 на 24 градуса. Основная цель космического телескопа — поиск экзопланет у ярких звезд по всему небу, которые находятся близко к Солнцу при помощи метода транзитной фотометрии. В частности TESS должен найти сотни планет с радиусами менее четырех радиусов Земли и определить массу нескольких десятков из них.

За время своей работы TESS просканировал 75 процентов небесной сферы, время наблюдений при этом варьировалось от около 1 месяца в областях вблизи эклиптики до около 1 года в областях вблизи полюсов эклиптики. Телескоп составил панорамы северного и южного полушария неба, открыл множество кандидатов в экзопланеты, а также экзокометы, вспышки сверхновых типа Ia в далеких галактиках и событие приливного разрушения звезды сверхмассивной черной дырой. В настоящий момент TESS завершил основную программу наблюдений и ведет повторный обзор неба.

Группа астрономов во главе с Натальей Герреро (Natalia M. Guerrero) из Массачусетского технологического института опубликовала каталог кандидатов в экзопланеты, найденных TESS за два года основной научной программы. В общей сложности обсерватория отыскала 2241 кандидата, из которых около 120 было подтверждено наблюдениями наземных телескопов. Среди них много экзопланет малой массы, которые идеально подходят для подробного изучения, в том числе поисков атмосфер.

Исследователи выделили ряд примечательных с их точки зрения объектов. π Men c была первой экзопланетой, открытой TESS и представляет собой суперземлю или мини-нептун, обращающуюся в системе желтого карлика в 60 световых годах от нас. TOI 700d представляет собой землеподобную экзопланету, которая находится в «зоне обитаемости». TOI 125 стала для TESS первой мультипланетной системой, содержащей три мини-нептуна и, возможно, еще две небольшие планеты. TOI 704b является первой экзопланетой из толстого диска нашей галактики.

Экзопланета DS Tuc Ab интересна сразу по двум причинам — она находится в визуальной двойной звездной системе и молода настолько, что еще не закончила стадию сжатия. LHS 3844b, представляет собой горячую суперземлю, год на которой длится всего 11 часов. TOI-1259 состоит из объектов сразу трех типов: звезда типа оранжевого карлика, белый карлик, а также юпитероподобная экзопланета. TOI 1690b является кандидатом в экзопланету-гиганта у белого карлика и демонстрирует, что планеты могут пережить миграцию на орбиты, близкие к белым карликам. Система TOI 1266 состоит из двух планет, вращающихся вокруг красного карлика, и позволяет исследовать процессы фотоиспарения атмосфер экзопланет. TOI 849b представляет собой огромное плотное ядро ​​газового гиганта, который потерял свою атмосферу. Наконец, HD 21749b стала для обсерватории первой долгопериодической планетой, год на которой длится 35,61 земных дня.

Ранее мы рассказывали о том, как TESS помог ученым составить карту широтных зон на коричневом карлике и отыскать горячий сатурн.

«Джеймс Уэбб» рассмотрел гравитационно линзированного сверхгиганта в очень далекой галактике