Коллекционирование бабочек, которое когда-то было популярным хобби и помогало пополнять музеи новыми образцами, стремительно теряет популярность начиная с 1990 годов. К такому выводу пришли американские энтомологи, проанализировав данные с 1800 по 2018 годы. Как отмечается в статье для журнала BioScience, сегодня натуралисты-любители предпочитают просто наблюдать за бабочками и фотографировать их — однако это закрывает для энтомологов доступ к генетическим данным и изучению мелких деталей анатомии. Авторы анализа предполагают, что дальнейшее падение популярности коллекционирования бабочек может поставить под угрозу многие исследовательские проекты.
В XIX-XX веках одним из самых популярных хобби было коллекционирование бабочек (Lepidoptera). Энтомологи-любители не только удовлетворяли свой интерес к природе, но и нередко помогали профессиональным исследователям. Например, многие музейные образцы чешуекрылых происходят из коллекций, собранных частными лицами. Эти материалы до сих пор используются при изучении систематики и эволюции бабочек, а также их реакции на экологические проблемы, например, климатические изменения.
Команда энтомологов во главе с Энтони Когнато (Anthony I. Cognato) из Университета штата Мичиган решила выяснить, как с течением времени менялся вклад коллекционеров-любителей в пополнение музейных коллекций. Для этого они проанализировали информацию о примерно миллионе образцов бабочек из семидесяти пяти американских коллекций, которую выгрузили из базы данных Symbiota Collections of Arthropods Network (SCAN). Авторов интересовали лишь насекомые, пойманные на территории США с 1800 до 2018 года. Кроме того, в анализ включили данные о фотографиях чешуекрылых, которые поступали в энтомологические базы данных США.
Когнато и его соавторы обнаружили, что вклад любителей в пополнение музейных коллекций бабочек выше, чем у профессионалов. За исследованный период первые предоставили почти пятьсот тысяч экземпляров, а вторые — около трехсот пятидесяти тысяч. С исторической перспективы с 1800 по 1940 год ежегодное пополнение музейных коллекций чешуекрылых постепенно росло, после чего произошел резкий скачок сбора образцов, значительную часть которых предоставляли энтомологи-любители. Когнато и его коллеги связывают увеличение популярности коллекционирования бабочек с распространением высшего образования, ростом среднего класса и рядом других факторов. В 1960-1990 годах пополнение музейных коллекций вышло на плато, а с конца 1990 годов приток новых образцов резко сократился (например, только с 1998 по 2009 годы падение составило почти 60 процентов). Этот тренд продолжается до сих пор.
По мере того как коллекционирование бабочек становилось все менее популярным, люди начали чаще наблюдать за этими насекомыми, фотографировать их и делиться данными о встречах с ними. Стремительный рост интереса к этому хобби произошел в районе 2005 года. По оценке авторов, только с 1990 по 2010 годы число зафиксированных наблюдений за бабочками выросло в тридцать раз. Таким образом, в обществе сохраняется интерес к живой природе, однако он приобрел новую форму — возможно, благодаря распространению смартфонов, с помощью которых можно легко сфотографировать бабочку и идентифицировать ее. При этом все меньше людей получает навыки, необходимые для коллекционирования насекомых, что может отчасти объяснять спад его популярности.
Хотя нежелание собирать бабочек может показаться благом для их популяций, на самом деле коллекционеры (по крайней мере те из них, что действуют легально) играют скорее положительную роль в охране чешуекрылых. Например, в Германии они одними из первых заметили тревожное падение численности насекомых. Кроме того, музеи продолжают нуждаться в новых образцах, чтобы поддерживать многолетние исследования численности, распространения и эволюции бабочек. Простые наблюдения и фотографии не могут полностью заменить сбор коллекций, поскольку из них нельзя извлечь генетические и биохимические данные, а также информацию о мелких деталях анатомии.
Когнато и его соавторы призывают к мерам, которые повысят популярность коллекционирования бабочек до уровней, которые наблюдались до 1990 годов. В частности, специалисты могли бы напрямую сотрудничать с любителями и просить их собирать определенные виды. В противном случае многие исследования чешуекрылых могут полностью прекратиться в обозримом будущем. Эта перспектива, помимо прочего, ставит под угрозу проекты, направленные на изучение и поддержание биоразнообразия.
Разрушение природных экосистем и чрезмерное использование пестицидов привели к сокращению популяций многих видов бабочек. Например, уже с 1980 годов на западе США фиксируется падение численности монархов (Danaus plexippus), некоторые популяции которых известны своими удивительными миграциями.
Сергей Коленов
Эту летучую мышь из Бразилии не видели с 1916 года
Бразильские зоологи переоткрыли странного кожана (Histiotus alienus). Эта летучая мышь из семейства гладконосых (Vespertilionidae) была описана по единственному экземпляру, добытому в штате Санта-Катарина на юге Бразилии в 1916 году. После этого ученые не встречали ее больше ста лет. Однако в ноябре 2018 года команда специалистов под руководством Винисиуса Клаудио (Vinícius C. Cláudio) из Института Освалду Круса во время работ по изучению рукокрылых в заповеднике в штата Парана поймала необычного самца летучей мыши из рода Histiotus, который отличался от представителей всех известных им видов окраской, а также размером и формой ушей. Исследователи сохранили особь в спирте для музейной коллекции, после чего, изучив образец внимательнее, пришли к выводу, что перед ними давно потерянный странный кожан. Сравнение с единственным известным до сих пор экземпляром, который хранится в Музее естественной истории в Лондоне, подтвердило эту догадку. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала ZooKeys. Клаудио и его соавторы отмечают, что вторая встреча со странным кожаном произошла примерно в 280 километрах к западу от первой и в другой экологической зоне. Если голотип данного вида рукокрылых был добыт в атлантическом лесу, то новый экземпляр — на травянистой равнине с фрагментами араукариевого леса. Обе эти экосистемы быстро исчезают под натиском цивилизации, что может поставить будущее странного кожана под угрозу. При этом о его образе жизни неизвестно практически ничего. По мнению исследователей, чтобы больше узнать о странных кожанах, нужно провести тщательный анализ музейных коллекций рукокрылых, собранных в Южной Бразилии: возможно, в них есть неправильно определенные экземпляры данного вида.