Китайцы в защитных масках вызвали больше доверия у полевых воробьев

Полевые воробьи из китайской провинции Сычуань всего за полгода пандемии коронавируса привыкли к людям в защитных масках и стали бояться их меньше, чем людей с открытыми лицами. Орнитологи и раньше замечали, что живущие рядом с человеком птицы быстро привыкают к повторяющимся безобидным стимулам, однако в данном случае скорость поведенческого сдвига оказалась необычно высокой. Как отмечают авторы исследования в статье для журнала Global Ecology and Conservation, когда пандемия закончится и китайцы перестанут массово носить маски, воробьи, скорее всего, вновь изменят привычки.

Пандемия коронавируса резко изменила многие привычки человечества. Вот уже год как мы носим защитные маски, чаще моем руки, реже выходим из дома и меньше путешествуем. Сдвиг в поведении людей отразился и на дикой природе. Так, во время жесткой фазы карантина городской транспорт производил меньше шума, что позволило некоторым птицам снизить амплитуду и минимальную частоту песен. Другие виды выиграли от снизившегося беспокойства, хотя, например, шведские кайры (Uria aalge) пострадали из-за отсутствия туристов: без людей, которые раньше посещали их колонию, на них стали чаще нападать орланы-белохвосты (Haliaeetus albicilla).

Команда орнитологов во главе с Вэем Ляном (Wei Liang) из Хайнаньского педагогического университета решила выяснить, как синантропные птицы воспринимают людей в защитных масках. В качестве объекта исследования они выбрали полевых воробьев (Passer montanus), которые встречаются на большей части Евразии и часто селятся по соседству с человеком. В апреле-мае 2020 года ученые отправились в городские округа Ибинь и Дачжоу, расположенные в провинции Сычуань. В период проведения работ риск распространения коронавирусной инфекции в этих регионах считался низким, поэтому власти разрешали местным жителям не носить маски на улице, где достаточно расстояния для социального дистанцирования.

В каждом городском округе авторы измеряли, на какое расстояние сидящие на земле полевые воробьи подпустят экспериментатора в стандартной защитной маске и без нее. Данное расстояние специалисты по поведению называют дистанцией избегания (flight initiation distance) и часто используют, чтобы оценить уровень страха диких животных перед человеком.

Проанализировав полученные данные, Вэй Лян и его коллеги обнаружили, что воробьи из Дачжоу боятся людей меньше, чем их сородичи из городского округа Ибинь (у первых дистанция избегания составила в среднем 3,25 метра, а у вторых — 9,25 метра). Вероятно, эти различия связаны тем, что в округе Ибинь данные собирались в основном на сельхозугодьях, а в Дачжоу — на дорогах и в районах жилой застройки с более высокой плотностью населения. Воробьи из второй популяции чаще встречаются с людьми и поэтому подпускают их ближе. При этом группы воробьев в округе Ибинь подпускали людей ближе, чем одиночные особи, и чем больше птиц было в стайке, тем короче была дистанция избегания (p<0,001).

На обоих участках птицы подпустили экспериментаторов в масках примерно на метр ближе, чем экспериментаторов с открытым лицом. В первом случае дистанция избегания составила 6,09 метра, а во втором — 7,06 метра (p<0,001). В Дачжоу исследователи в масках смогли приблизиться к воробьям на 2,57 метра, а без них — на 3,09 метра (p=0,018). В округе Ибинь эти значения составили 9,25 и 10,66 метра соответственно (p=0,001).

Поскольку размер группы оказывал влияние на дистанцию избегания, Вэй Лян пересчитали результаты только для птиц, державшихся поодиночке. Однако на полученные выводы это не повлияло: на обоих участках одиночные воробьи больше доверяли экспериментаторам в масках, чем экспериментаторам с открытым лицом. В Дачжоу дистанция избегания составила 2,6 метра и 3,1 метра соответственно (p =0,015) а в округе Ибинь — 8,45 метра и 10,41 метра соответственно (p<0,001).

Жители Китая начали массово носить маски примерно за полгода до начала исследования. Похоже, воробьям хватило этого времени, чтобы начать считать людей с закрытыми лицами новой нормой. При этом открытые лица стали казаться им чем-то необычным и вызывали большее беспокойство. Авторы отмечают, что живущие рядом с людьми птицы довольно быстро привыкают к повторяющимся безвредным раздражителям, однако в данном случае скорость поведенческого сдвига у полевых воробьев оказалась необычно высокой. Вероятно, когда пандемия закончится и большинство китайцев перестанет носить маски, воробьи вновь приспособятся к изменившейся реальности.

Ранее мы рассказывали о другой работе Вэя Ляна и его команды. Проведя несколько экспериментов с рыжими воробьями (Passer cinnamomeus), исследователи выяснили, что эти птицы используют веточки полыни для борьбы с паразитами.

Летучие мыши поохотились на мигрирующих насекомых на перевале в Пиренеях