Новостроечная экспедиция Института археологии РАН обнаружила в Крыму, в окрестностях Севастополя, позднескифский могильник римского времени, содержащий погребальные стелы с личинами и антропоморфные надгробия. Несмотря на то, что некрополь серьезно пострадал от грабителей, найденные памятники составили самую крупную коллекцию каменных изваяний позднескифской культуры. Об открытии сообщает пресс-служба Института археологии РАН.
Период с III века до нашей эры, когда скифское население Причерноморья стало переходить к оседлому образу жизни, до IV века нашей эры, ознаменовавшегося Великим переселением народов, получил в археологии название «позднескифский». Ареал расселения скифской этнической общности в это время сократился и включал территории современной Добруджи (Малая Скифия), значительную часть Крыма (Тавроскифия) и Нижнее Поднепровье. Изменения в укладе жизни скифов, активное влияние со стороны греков, а с I века — и римлян, привели к формированию новых культурных устоев, сохранявших тем не менее преемственность с традиционной кочевой скифской культурой. В Крыму скифы строят укрепленные поселения — городища, рядом с которыми располагались некрополи.
Археологам известны несколько типов скифских погребений позднего периода. Подбойная могила представляла собой яму, в стене которой делали нишу для усопшего. Эту нишу — подбой — закрывали каменной перегородкой-закладом, на дне ямы размещали погребальный инвентарь, после чего могила засыпалась. В склепах устраивались погребальные камеры, отделенные закладом от входной ямы. Такие могилы использовались для многократных захоронений. Еще одним типом погребения были могилы с ящиком из каменных плит. Иногда усопшего кремировали и хоронили останки в амфоре.
В Крыму найдены десятки позднескифских могильников, но большинство из них относятся к эллинистическому периоду. В районе Севастополя, рядом с древним Херсонесом, сконцентрировано несколько некрополей римского времени — Фронтовое 3, «Совхоз № 10», Инкерманский и Чернореченский могильники, — поскольку местность в этот период была плотно заселена. Население отличалось неоднородностью этнического состава, и открытие каждого нового некрополя дает материал, помогающий прояснить детали межкультурных связей.
Раскопки Крымской новостроечной экспедиции Института РАН начались весной 2017 года в связи с предстоящим строительством автотрассы. В 2018 году в Инкерманской долине, примыкающей к Севастополю с восточной стороны, экспедиция под руководством Сергея Язикова обнаружила на одном из высоких и крутых холмов грунтовый могильник, получивший название «Киль-Дере 1». К несчастью, он сильно пострадал от деятельности «черных копателей»: памятник грабили с начала 2000-х годов. В результате к моменту прихода археологов непотревоженными оставались только 14 могил из 232.
Холм покрыт могилами полностью, а в центральной части погребения сооружались одно над другим. Они представлены тремя типами: подбойные могилы с одной или двумя нишами, захоронения с ящиком из каменных плит и кремационные захоронения с амфорами. Склепов на Киль-Дере не обнаружено.
В могилах найден погребальный инвентарь: металлические изделия, сосуды из голубоватого и высоко ценившегося бесцветного римского стекла и краснолаковая керамика, изготовленная на гончарном круге. Археологи уверены, что этот набор далеко не в полной мере представляет все богатство заупокойных даров. Разоряя захоронения, грабители унесли высокохудожественные изделия хорошей сохранности, украшения, монеты и другие предметы из драгоценных металлов.
В южной части холма археологи сделали первые находки заупокойных памятников. Около одного из погребений было обнаружено не только надгробие, но и каменное основание для стелы. Овальное углубление на нем предназначалось для жертвенного приношения пищей. В дальнейшем количество найденных надгробий достигло 63, и среди них оказались памятники различных типов: надгробные стелы с личинами, антропоморфные стелы, восходящие к древней скифской традиции сооружения «каменных баб», и основания для стел. По мнению руководителя археологических работ Олега Шарова, обилие надгробий говорит об особом статусе Киль-Дере. Могилы с каменными стелами должны были принадлежать знатным людям. В окрестностях Херсонеса аналогичные памятники до сих пор были представлены всего 15 стелами, и находки из Киль-Дере стали крупнейшей коллекцией позднескифских надгробий.
Способы захоронения и типология погребального инвентаря позволили уверенно отнести некрополь к римскому времени. Археологи полагают, что он возник на рубеже I–II веков и функционировал до конца IV века, когда позднескифская культура была уничтожена Великим переселением народов, а этнические особенности растворились в других племенах. На протяжении почти четырех столетий существования некрополя погребальные обряды менялись под влиянием соседствующих со скифами представителей иных этнических групп. Это можно видеть на примере смены способа сооружения могил: появившиеся в I веке подбойные погребения, заимствованные у сарматов, спустя два столетия стали вытесняться захоронениями в каменных ящиках и кремационными амфорами, характерными для римской культуры.
Несмотря на ущерб, нанесенный грабителями, могильник Киль-Дере предоставил ученым возможность исследовать редкий памятник культуры поздних скифов римской эпохи как целостный, не перекрытый позднейшей застройкой объект. Благодаря этому археологи смогли детально документировать структуру некрополя, изучить его пространственную организацию и дополнить новыми штрихами картину взаимодействия между античной и скифской культурами.
Ранее археологи выяснили, что Херсонес и Римская Британия контактировали между собой, а также сообщили об обнаружении в Крыму древнегреческого поселения, сарматского погребения и терракотовых кукол в римской усадьбе в Крыму.