В Крыму нашли древнегреческое поселение эпохи Боспорского царства

Специалисты Института археологии РАН обнаружили в Крыму древнегреческое поселение эпохи Боспорского царства. Как сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1, предположительно, люди жили здесь в конце V– начале III веков до нашей эры. Вероятно, здесь находилась усадьба местного аристократа или представителя царской династии. Рядом с поселением ученые нашли неразграбленный некрополь, который только предстоит исследовать.

Боспорское царство появилось на Керченском и Таманском полуостровах примерно в 480 году до нашей эры в результате объединения древнегреческих полисов и присоединения государства синдов, которое находилось на юге Таманского полуострова. За несколько веков правители Боспорского царства захватили бóльшую часть Крыма и восточное побережье Азовского моря. Во II веке до нашей эры государство входит в состав Понтийского царства, а в конце I века оно становится вассалом Рима.

C 2016 года Крымская экспедиция Института археологии РАН проводит охранные раскопки в зоне строительства трассы, ведущей к Керченскому мосту. За время работ исследователи обнаружили более 90 археологических памятников, самые ранние из которых датируются эпохой мезолита (80-30 тысяч лет назад). В том числе было найдено римское поселение I века нашей эры и нетронутый скифский некрополь II–IV веков нашей эры.

Новой находкой стало поселение, которое археологи под руководством доктора исторических наук Сергея Внукова нашли вблизи села Октябрьское на востоке полуострова. Предположительно, это была крупная усадьба местного аристократа или представителя царской династии, рядом с которой располагался некрополь. Поселение занимало площадь около пяти тысяч квадратных метров и состояло из 10 дворов и 40 построек. Жилые и хозяйственные строения примыкали друг к другу и окружали мощеные хозяйственные и парадные дворы. По словам ученых, такой тип застройки был характерен для античных сельских усадеб. Главный двор поселения находился в западной его части, он был окружен галереями, и, возможно, колоннадами. В восточной части комплекса располагались хозяйственные дворы и постройки. Ученые назвали поселение Манитра, по находящейся рядом горе Макитра. Предположительно, люди жили здесь около 150 лет.

«Это был огромный усадебный комплекс, явно не производственный. Скорее всего, это загородная усадьба какого-то представителя верхушки боспорской знати, может быть даже что-то вроде царской "виллы". Содержание такого комплекса стоило дорого, это явно была не рядовая постройка, и ее хозяева, как минимум в начальный период, были людьми не бедными», — объясняет Сергей Внуков.

По словам исследователей, комплекс как минимум дважды перестраивался. Возможно, большая усадьба, первоначально построенная на этом месте, была разделена на две. На сегодняшний день специалисты Института археологии смогли определить функции только нескольких поздних помещений. В двух комнатах ученые обнаружили остатки алтарей, вероятно, здесь были молельни. В хозяйственной части поселения сохранились три небольшие площадки-давильни, которые использовались для изготовления домашнего вина и большие керамические сосуды-пифосы, в которых хранили запасы пищи. В нескольких помещениях исследователи обнаружили каменные кормушки — возможно, здесь находились загоны для скота. Также исследователи открыли разветвленную систему водостоков и цистерн для хранения воды.

В поселении археологи обнаружили множество артефактов, в том числе керамическую посуду, амфоры, остатки металлических ножей и сельскохозяйственных инструментов, свинцовые гири с клеймами, подтверждающими их вес, медные монеты, отчеканенные в Боспорском царстве. Были обнаружены два небольших клада с Боспорскими монетами, в одном было 25, в другом — 60 медных монет. Косвенным подтверждением состоятельности владельцев усадьбы стали чернолаковая посуда, привезенная из Аттики, и следы средиземноморского вина.

Рядом с усадьбой археологи обнаружили некрополь, в котором хоронили работников усадьбы. Пока удалось исследовать 20 вырубленных в скале могил, многие из которых оказались семейными захоронениями. Судя по небогатым погребальным дарам (по большей части это была керамическая посуда, небольшие украшения и оружие), здесь хоронили работников усадьбы.

В настоящий момент исследования в Манитре продолжаются и, учитывая уникальность и хорошую сохранность памятника рассматривается вопрос о его дальнейшем сохранении.

В прошлом году археологи

при раскопках Госпитального кургана захоронение мальчика-подростка, сделанное в эпоху Боспорского царства. Судя по артефактам, найденным в погребении, юноша серьезно занимался спортом.

В Испании нашли убитых в раннем бронзовом веке мужчин