Пандемия коронавируса практически не повлияла на онлайн-торговлю дикими животными. К такому выводу пришли исследователи, проанализировав более двадцати тысяч постов из индонезийских и бразильских групп в Facebook, посвященных купле и продаже экзотических питомцев. Лишь 0,44 процента постов содержали упоминания о пандемии, и почти никто из их авторов и комментаторов не сообщал, что торговля дикими животными повышает риск распространения новых инфекций. Более того, некоторые торговцы использовали карантин в качестве повода расширить продажи. Как отмечают авторы в статье для журнала Environmental Research, страха перед пандемией явно недостаточно, чтобы остановить этот бизнес, опасный для многих редких видов и человека.
Массовая торговля дикими животными и частями их тел вызывает серьезное беспокойство у экологов, ведь бесконтрольный коммерческий оборот уже привел к резкому падению численности многих видов, от панголинов до попугаев и азиатских певчих птиц. Однако широкое внимание властей и общественности проблема привлекла только сейчас, в связи с пандемией COVID-19 — инфекции, которая, как считается, передалась людям от диких животных. Чтобы предотвратить новые вспышки болезней, руководство некоторых стран, например, Китая и Вьетнама, приняло решение заметно ограничить торговлю дикими животными.
К сожалению, подобные запреты слабо затрагивают торговлю животными на онлайн-площадках. Тем не менее теоретически пандемия сама по себе могла снизить интерес покупателей к экзотическим домашним питомцам, особенно после сообщений о том, что ковидом болеют кошки, норки со звероферм и даже тигры и другие крупные кошачьи в зоопарках.
Чтобы проверить данную гипотезу, команда исследователей во главе с Винсентом Ниджманом (Vincent Nijman) из Оксфордского университета проанализировала несколько групп в Facebook, посвященных продаже диких животных: тридцать одну индонезийскую и десять бразильских, в которых на тот момент состояло более двухсот тысяч человек. В общей сложности в базу попали 20615 постов, опубликованных с пятнадцатого февраля по пятое апреля 2020 года. Авторов интересовала именно ранняя фаза пандемии, когда интерес общественности был прикован к происхождению коронавируса, в частности, к его возможным связям с торговлей животными на рынке в Ухане.
Ниджман и его коллеги изучили количество постов, а также лайков и комментариев под ними. Особое внимание они уделяли сообщениям, в которым содержались слова «COVID-19», «коронавирус», «локдаун» и «карантин» на индонезийском и бразильском португальском.
Анализ показал, что из более чем двадцати тысяч постов лишь девяносто, то есть около 0,44 процента, содержали четыре выбранных слова, относящихся к пандемии ковида. Тем не менее со временем количество таких сообщений увеличивалось (p <0,01). Большинство подобных постов упоминали пандемию в контексте торговой деятельности, например, как объяснение, почему задерживаются поставки. Некоторые продавцы сообщали, что животные, которых они предлагают купить, не являются переносчиками COVID-19.
Карантин упоминался в связи с продажами детенышей животных, которые, по заявлениям авторов постов, являются идеальными питомцами на период изоляции, ведь у людей появилось больше времени, чтобы ухаживать за ними. В постах со словом «локдаун» в основном сообщалось о скидках для покупателей в связи со сложной экономической ситуацией.
Важно отметить, что ни продавцы, ни покупатели практически не обсуждали возможные связи между распространением ковида и других инфекционных болезней и торговлей дикими животными. Лишь в одном посте, опубликованном в индонезийской группе, содержалась ссылка на предположение о том, что коронавирус происходит с рынка в Ухане (пост остался без комментариев). Более того, многие авторы постов и комментаторы поддерживали торговлю дикими животными в период пандемии; они утверждали, что экзотические питомцы могут скрасить хозяевам карантин.
Авторы не обнаружили свидетельств, что объем торговли дикими животными через изученные группы в Facebook снизился из-за пандемии. По крайней мере на количестве постов в них это не сказалось. Вопреки ожиданиям исследователей, продавцы не только не ограничили свою деятельность из-за ковида, но и попытались расширить ее, предлагая «компаньонов для карантина».
Ниджман и его коллеги заключают, что самой по себе пандемии недостаточно, чтобы изменить поведение продавцов и покупателей диких животных. Чтобы предотвратить новые вспышки болезней и спасти от вымирания редкие виды, страдающие от нерегулируемой торговли, необходимы продуманные меры со стороны властей, которые включали бы не только запреты, но и регулирование соцсетей, а также распространение информации об опасностях, которые несет купля и продажа диких животных.
Общение с домашними животными во время карантина и самоизоляции не слишком помогает справиться с одиночеством и улучшить психическое состояние. К такому выводу пришли исследователи, проанализировав данные о почти шести тысячах совершеннолетних жителей Великобритании.
*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой в России запрещена.
Сергей Коленов