Археологи нашли импортные товары в средневековых деревнях Африки

Химический анализ стеклянных бусин из трех археологических памятников Западной Африки показал, что существовавшие здесь в то время государства торговали с Египтом, Междуречьем, восточным Средиземноморьем и народами Средней Африки, причем сеть обмена выходила за пределы основных торговых центров и достигала даже отдаленных деревень. Об этом говорится в исследовании, опубликованном в журнале Plos One.

Стекло изобретено почти четыре тысячи лет назад, и первым предметом, изготовленным из этого синтетического материала, были бусы. Они могут многое сказать о культуре, обычаях и торговых маршрутах древних обществ, так как технологии изготовления и сырье для стекла менялись от эпохи к эпохе и от региона к региону, поэтому происхождение бусин можно выяснить с помощью химического анализа.

Анне Майор (Anne Mayor) и ее коллеги из Лаборатории археологии и народонаселения Африки Женевского университета много лет проводят археологические раскопки в Западной Африке, на территории центрального Мали и восточного Сенегала. До начала европейской колонизации в XVI веке здесь существовали локальные государства — империи Гана, Мали и Сонгай. В 2007-2018 годах археологи вели раскопки в трех местах: скальное погребение Дуру-Боро, местность с пятью поселениями Садия в центральном Мали, а также поселение Джутубая в восточном Сенегале. Там было найдено множество артефактов: глиняные черепки, металлические предметы, каменные бусы, стекло и стеклянные украшения.

Радиоуглеродное AMS-датирование предметов показало, что гробницы в Дуру-Боро строили в V-VI веках нашей эры, а последний раз там проводили захоронение между 600 и 850 годами. Предметы из Садия и Джутубая датируются XI-XIII веками нашей эры. В новом исследовании группа Анне Майор выбрала стеклянные бусины в качестве объекта для изучения, чтобы уточнить маршруты торговли в Западной Африке в то время.

Для этого 16 стеклянных бусин из трех локаций проанализировали методом масс-спектрометрии с лазерной абляцией проб — он позволяет определять химический состав артефакта, находя признаки веществ, даже если они остались в следовых концентрациях — 20-500 частиц на миллиард. После этого состав бусин сопоставили с составом уже известных артефактов из Средиземноморья, Месопотамии, континентальной Европы и Ближнего востока, так как центры стеклоделия в VIII-XV веках были именно там. Единственный центр производства стекла в Африке в то время находился в Иле-Ифе на юге Нигерии, так что к югу от Сахары стеклянные бусы были экзотикой.

Ученые выделили четыре химические группы на основе состава стекла: натриево-кальциевое с низким содержанием извести и магнезии, натриево-кальциевое с высоким содержанием магнезии, силикатно-натриевое с высоким содержанием магния, оксид алюминия (чистый кварцевый песок) и содово-алюмооксидное стекло с высоким содержанием бора. Каждая группа содержала примеси других химических элементов. По составу такое стекло совпало с образцами из Месопотамии (Нишапур, Самарра, Ктесифон), Бейрута, Дамаска и земель Левант, часть — из Египта и Марокко.

Таким образом, в африканских поселениях найдены украшения, стекло для которых изготавливали в Египте, на Ближнем востоке и в Восточном Средиземноморье. Археологи и раньше знали, что международная торговля связывала Африку с Европой и Азией еще в период средневековья. Но это исследование примечательно тем, что показало разветвленный характер торговой сети. Если Дуру-Боро и Садия находились на магистральных торговых маршрутах того времени, то Джутубая был далеко от городских центров.

Это значит, что обмен импортными материалами характерен не только для жившей в городах элиты, но и для рядовых жителей сельских районов. Дуру-Боро и Садия, судя по всему, были связаны торговыми маршрутами с другими городами региона, такими как Тимбукту. А Джутубая — с караванными путями до Аудагоста и Кумби-Салех (современная Мавритания). Также оказалось, что состав бусин не зависит от торгового маршрута. Бусины с одинаковым составом равно встречаются во всех трех археологических памятниках. Это значит, что все они сообщались с Европой, Месопотамией и Средиземноморским побережьем.

Химический анализ артефактов часто помогает археологам восстановить картины древней жизни. Так, масс-спектрометрия помогла выяснить происхождение трехтысячелетнего клада с юга Пиренейского полуострова, а черепки и украшения вавилонян, найденные недалеко от горы Сион — прямое доказательство разрушения Иерусалима и Первого Иерусалимского храма во время вавилонского нашествия.

Евгения Щербина