Вымирающие кускусы укрылись в садах австралийцев

Западные кольцехвостые кускусы, которые относятся к числу самых редких видов сумчатых, оказались любителями городов. Как показал анализ перемещений 20 особей этого вида, помеченных радиопередатчиками, на протяжении нескольких месяцев они проводили все время на территории садов австралийского города Албани, где получали все необходимое для жизни. Результаты исследования, опубликованные в статье для журнала Animal Conservation, дают надежду, что исчезающим кускусам удастся выжить по соседству с человеком.

Австралия — родина множества уникальных млекопитающих. Однако значительная их часть оказалась на грани вымирания из-за уничтожения среды обитания и распространения чужеродных хищников, таких как лисы и бродячие кошки. По оценкам ученых, за последние два века вымерло уже около 30 видов австралийских млекопитающих, а еще целый ряд близок к исчезновению.

Например, западные кольцехвостые кускусы (Pseudocheirus occidentalis) когда-то были довольно обычны на юго-западе Австралии, но из-за уничтожения лесов их ареал сократился на 90 процентов. В настоящее время известны три изолированные популяции вида, среда обитания которых частично пересекается с городскими центрами. Международный союз охраны природы относит западных кольцехвостых кускусов к видам на грани полного исчезновения (Critically Endangered).

Команда специалистов во главе с Бронте Ван Хелден (Bronte E. Van Helden) из Университета Западной Австралии решила выяснить, как кольцехвостые кускусы выживают в городах. Хотя считается, что эти животные уязвимы к урбанизации, их поведение и пищевые предпочтения достаточно гибкие, что дает шанс на адаптацию к жизни по соседству с людьми.

Летом 2019 года исследователи расставили ловушки в садах на шестнадцати придомовых участках в западноавстралийском городе Албани. В них попались 28 кускусов, 20 из которых авторы снабдили ошейниками с радиопередатчиками. Затем всех пойманных животных отпустили. В течение следующих месяцев Ван Хелден и ее коллеги раз в четыре дня отслеживали местонахождение и поведение помеченных кускусов. Собрав не менее 50 точек данных для каждой особи, их вновь отловили с помощью ловушек, сняли ошейники и выпустили.

Проанализировав полученные данные, авторы смогли выяснить, какие местообитания предпочитают городские кускусы. Согласно изначальной гипотезе, эти животные стараются держаться на сохранившихся участках естественной растительности и посещают сады лишь когда у них нет иного выбора. Однако помеченные передатчиками особи проводили все время в садах и среди древесных насаждений вдоль городских улиц. Близость участков с естественной растительностью никак не влияла на их поведение.

Средний размер участков, которые занимали кольцехвостые кускусы, составил 0,51 гектара (0,26 гектара у самок и 0,88 гектара у самцов). Это меньше, чем у диких популяций — иными словами, городским животным нужна меньшая территория, чтобы найти достаточно пищи. Каждая особь в среднем посещала одиннадцать садов, хотя некоторые обходились одним-двумя садами, а один кускус-рекордсмен посетил 41 сад. В 75 процентах случаев животные сидели на деревьях и кустарниках, не характерных для Западной Австралии. Их листья кускусы поедали так же часто, как и листья местных видов. Кроме того, чужеродные растения чаще аборигенных использовались в качестве убежищ для отдыха в дневное время (p < 0,001).

Исследование показало, что западные кольцехвостые кускусы активно используют городские сады для кормления и отдыха, даже если у них есть доступ к участкам с естественной растительностью. Судя по всему, представители данного вида могут получать все необходимое для жизни в пределах городов — возможно, благодаря видовому разнообразию растений в садах и искусственному поливу. Это дает надежду на выживание этого вымирающего вида. По мнению авторов, местные жители могут сделать свои сады еще более подходящими для сумчатых соседей — например, развешивая на деревьях ящики-дуплянки и не оставляя без присмотра собак и кошек.

Результаты исследования подчеркивают важность городских биотопов для сохранения редких видов — хотя, разумеется, далеко не все они могут приспособиться к жизни рядом с людьми. Этот вывод особенно актуален для Австралии, где 46 процентов редких и исчезающих видов животных встречаются в городах.

Недавно в Австралии стартовал новый проект по охране другого исчезающего вида сумчатых — тасманийского дьявола. Весной и осенью этого года на охраняемую территорию на востоке континента выпустили 26 особей этого хищника. Цель этих усилий — создать страховочную популяцию вида, который быстро вымирает из-за распространения инфекционного рака.

Загадочный хищник из Бразилии оказался гибридом домашней собаки и парагвайской лисицы