Starship SN8 прошел первые огневые испытания с тремя работающими двигателями Raptor — на предыдущих прототипах был установлен только один двигатель. Официального подтверждения успеха от SpaceX пока нет, но если все прошло удачно, то после еще одних испытаний SN8 ожидает тестовый полет на высоту 20 километров. Трансляция испытаний велась на YouTube-канале NASASpaceflight.
После успешных полетов корабля Crew Dragon на МКС компания SpaceX сосредоточилась на разработке сверхтяжелой ракеты Starship. В отличие от предшественников, в ней космический корабль интегрирован во вторую ступень, которая, как и первая, по задумке разработчиков будет полностью многоразовая. Предполагается, что система сможет за небольшую цену выводить на низкую околоземную орбиту около ста тонн груза, а после этого при помощи гипотетических орбитальных танкеров можно будет дозаправить корабль и послать его к Луне, Марсу или еще дальше.
В первой половине 2020 года испытания прототипов шли с переменным успехом - иногда прототипы взрывались, но затем к концу лета прототипы SN5 и SN6 успешно прошли короткие летные испытания с подъемом на 150 метров. На этих моделях был установлен всего один двигатель Raptor, в то время как проектом предусмотрено три, и еще три адаптированных для работы в вакууме. В планах компании отправить Starship в полноценный полет на высоту в 20 километров до конца 2020 года.
Сегодня Starship SN8 прошел огневые испытания, на которых работали все три двигателя. На момент публикации заметки компания не дала официального подтверждения, но, судя по видеотрансляции, никаких аварий не произошло. Работа одновременно трех двигателей сложнее, так как сильнее нагружает топливную систему. Кроме того, при недостатках конструкции вибрации нескольких двигателей могут входить в резонанс и повреждать ракету, поэтому важно было убедиться в их стабильной совместной работе для начала на земле.
Если испытания прошли успешно то, как заявлял ранее Илон Маск, SN8 ожидают еще одни огневые испытания, и затем — полет на несколько километров.
Примечательно, что для этого прототипа Starship были изготовлены носовая часть и аэродинамические рули, но их не стали монтировать перед прошедшими огневыми испытаниями. Возможно, они будут использованы при дальнейших испытаниях прототипа.
NASA уже выбрало Starship в качестве одной из систем, которая, возможно, доставит астронавтов на поверхность Луны по программе «Артемида». В этом списке есть и конкурент SpaceX, компания Blue Origin, чей лунный транспорт имеет более консервативный дизайн. Летом его полноразмерый макет передали в NASA для проведения испытаний.
Василий Зайцев