NASA выбрало три частные американские космические компании, которые будут разрабатывать проекты лунных посадочных модулей для программы «Артемида»: Blue Origin, SpaceX и Dynetics. За десять месяцев финансирования они должны доработать свои проекты, а старт самой программы запланирован на 2024 год, сообщается на сайте агенства.
В рамках программы «Артемида» NASA намерено вновь высадить астронавтов на Луну начиная с 2024 года, а также создать орбитальную лунную станцию Deep Space Gateway и постоянную базу на поверхности естественного спутника Земли. В настоящее время ряд компаний занимается разработкой ракеты-носителя Space Launch System, космических кораблей (таких как Orion), орбитальных модулей Deep Space Gateway, скафандров и другой космической техники, необходимой для реализации программы.
30 апреля 2020 года агенство объявило о выборе трех частных американских космических компаний, которые будут вести разработку своих проектов лунных посадочных модулей по программе NextSTEP-2 (Next Space Technologies for Exploration Partnerships) на контрактной поэтапной основе. В течение первого этапа (следующих десяти месяцев) они будут при поддержке и консультациях специалистов из NASA дорабатывать свои проекты. Суммарно агентство выделило на разработку 967 миллионов долларов.
Первой компанией стала Blue Origin, которая ведет работы над проектом лунного посадочного модуля Blue Moon, оснащенного кислородно-водородным двигателем BE-7: его можно будет использовать для доставки людей и грузов на поверхность спутника Земли. Двигатель войдет в состав трехступенчатой посадочной системы ILV (Integrated Lander Vehicle), для которой компании Lockheed Martin, Northrop Grumman и Draper разработают перелетную ступень, системы авионики, управления и навигации и многоразовый возвращаемый модуль, который сможет стыковаться с орбитальным кораблем Orion или станцией Deep Space Gateway. В космос ILV отправится при помощи ракет-носителей New Glenn и Vulcan Centaur.
Вторая компания, SpaceX работает над своей сверхтяжелой многоразовой системой Starship, которая сможет летать к Луне и Марсу (подробно о ней мы рассказывали в материале «Большая странная ракета»), использует метаново-кислородные двигатели Raptor и будет стартовать с Земли при помощи многоразовой ступени Super Heavy. Дозаправка для полета к Луне будет осуществляться при помощи танкера на околоземной орбите.
Наконец, компания Dynetics разрабатывает двухступенчатую лунную посадочную систему DHLS (Dynetics Human Landing System), которую можно будет запустить при помощи ракеты-носителя Vulcan Centaur. Она имеет два крупных топливных бака, солнечные панели, а кабина экипажа будет находиться близко к поверхности Луны после посадки: это позволит астронавтам быстро входить, выходить или перемещать инструменты и образцы. DHLS может стыковаться с кораблем Orion и станцией Deep Space Gateway, которые смогут заправить его топливом.
Ранее мы рассказывали о том, как концерн Boeing показал два космических аппарата для исследования Луны и Марса. Один из их будет расположен на орбите Луны, а второй должен отправиться от него к Марсу.
Александр Войтюк
Она сделала это со второй попытки
Ракета ZhuQue-2 китайского стартапа Landspace стала первой метановой ракетой, успешно достигшей околоземной орбиты. Она сделала это во время второго испытательного полета, сообщается на сайте Spacenews.com. В настоящий момент сразу несколько компаний занимаются созданием ракет, которые будут работать на топливной паре «метан—жидкий кислород», например Starship компании SpaceX, Vulcan компании United Launch Alliance, Neutron компании Rocket Lab, свою ракету делает и «Роскосмос». Метан считается более выгодным топливом по сравнению с керосином, больше подходит для многоразовых двигателей и его производство потенциально можно наладить на Марсе. Однако пока что попытки полетов в космос были только у трех метановых ракет: Starship поднимался до 39 километров, после чего взорвался, ракета Terran 1 американской компании Relativity Space не смогла достичь орбиты из-за сбоя двигателей, а ракета ZhuQue-2 китайской частной компании Landspace смогла достичь высоты 400 километров, однако тоже потерпела неудачу из-за сбоя работы второй ступени. Вечером 11 июля 2023 года ZhuQue-2 во второй раз стартовала с космодрома Цзюцюань в пустыне Гоби, после чего ее вторая ступень достигла орбиты, что было подтверждено данными наблюдений Космических сил США, обнаружившими объект на солнечно-синхронной орбите с параметрами 431 на 461 километров и наклонением 97,3 градуса. Ракета не несла никакой полезной нагрузки. Еще один пуск ZhuQue-2 может состояться до конца этого года, ракета способна выводить до шести тонн полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту или до четырех тонн на солнечно-синхронную орбиту. Ранее мы рассказывали о том, как Relativity Space отказалась от ракеты Terran 1 ради более мощной метановой ракеты Terran R.