Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Избыточные иллюстрации помешали детям понять прочитанное

Майя Энджелоу, «Жизнь меня не страшит» (иллюстрации Жана-Мишеля Баскии)

Abrams Books for Young Readers

Обилие иллюстраций в детских книжках отвлекает ребенка от текста и мешает ему понять прочитанное. Это выяснили американские ученые, которые написали небольшую книжку про рыбку Фрэнки и снабдили ее картинками: либо только связанными с написанным, либо большим количеством и фоном. Как показали тесты на понимание прочитанного и данные айтрекинга, дети, читая книжку с обильными иллюстрациями, в действительности чаще смотрят на картинки, в результате чего хуже отвечают на вопросы о том, что они только что прочитали, пишут ученые в npj Science of Learning

Считается, что детей необходимо учить читать как можно раньше, желательно — начиная от четырех лет, чтобы к младшему школьному возрасту (шесть-семь лет) навык уже полностью сформировался. Даже в случае, если соблюдены все необходимые условия (развиты предшествующие навыки (речь и понимание сказанного на слух) и зрительное восприятие), эффективно обучить ребенка может быть не так просто — во многом, из-за отсутствия мотивации и заинтересованности. Справиться с этим помогают красочные иллюстрации, которые часто используют в детских книжках: например, выучить букву «А» ребенку будет намного легче, если он соотнесет ее с предметом, название которого на эту букву начинается (например, арбузом).

Иллюстрации, однако, могут и навредить процессу: в случае, если в книжке очень много ярких картинок, половина из которых никак не относится к прочитанному, ребенок будет на них отвлекаться, и весь процесс обучения затормозится. С другой стороны, те же самые яркие иллюстрации могут добавить интереса к процессу — и ребенку будет удобнее и легче усваивать новый материал. 

Как именно происходит на самом деле, решили выяснить ученые под руководством Кассондры Энг (Cassondra Eng) из Университета Карнеги — Меллона. В их исследовании приняли участие 60 учеников первого и второго класса (исходя из системы американского образования, детям было от 5 до 7 лет, и они только учились читать). Исходя из тестов детей по чтению, исследователи создали простую двухстраничную книжку про рыбку Фрэнки, который живет на дне океана и собирает сокровища: во всей книжке было всего два развернутых предложения.

К книжке ученые от руки нарисовали иллюстрации: рыбку, сокровища, подводную лодку и других обитателей океана. Вариантов книжки было два: в первом картинок было много, а также присутствовал яркий фон, во втором на иллюстрациях оставили только важные для понимания рассказа объекты (рыбку Фрэнки и сокровища, которые он собирает). Детей разделили на две группы: каждой выдали один вариант книжки. Третий, дополнительный вариант книжки, был похож на первый — с тем отличием, что текст располагался на выделенном белом фоне: этот вариант использовали в дополнительном эксперименте.

Сначала ученые проверили, как наличие иллюстраций влияет на понимание текста: каждого ребенка попросили прочитать книжку и ответить на вопросы (например, как звали рыбку). Оказалось, что дети, которые читали книжку с минимальным количеством иллюстраций, в действительности понимали гораздо (p < 0,0005) больше из прочитанного — даже с поправкой на изначальные навыки чтения каждого ребенка.

Далее исследователи решили проследить за тем, как распределяется внимание детей во время чтения книжек с картинками — и как на него влияет обилие нерелеватных иллюстраций. Для этого использовали айтрекер: за тем, как часто дети отвлекаются от чтения, следили по перемещению их взгляда с текста на картинки. Оказалось, что в случае, когда картинок больше, дети значительно (p < 0,001) чаще переводят взгляд на них с текста. 

Наконец, чтобы убедиться в том, что причиной того, что дети отвлекались на картинки, были именно они, а не то, что текст было сложнее прочитать, ученые провели дополнительный эксперимент: в нем также приняли участие 60 детей (никто из них в первом эксперименте не участвовал). Детям показывали два варианта книжки: ту, в которой картинок было мало, и третью, в которой картинок было много, но текст располагался на белом фоне так, чтобы его прочтению ничего не мешало. В результате ученые воспроизвели результаты предыдущего эксперимента: они показали, что детей от чтения в действительности отвлекает большое количество картинок.

Ученые, таким образом, показали, что использование в детских книгах обильной нерелевантной иллюстрации может сильно замедлить процесс обучения чтению: яркие картинки отвлекают детей от текста, в результате чего они хуже усваивают материал. При этом какие-то иллюстрации, судя по всему, нужны: хотя ученые и не проверяли, как хорошо дети понимают прочитанное, когда им дают только текст, при наличии небольшого количества связанных с текстом иллюстраций они достаточно хорошо понимали прочитанное. 

Для младших школьников важны не только навыки чтения, но и счета: как показали три года назад американские ученые, обучение ребенка основам арифметики до поступления в школу может улучшить его способности и в математике, и в чтении.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.