Обучение счету дома до поступления ребенка в школу влияет как на его дальнейшие успехи в математике, так и на языковые способности. Это выяснили американские ученые, которые провели лонгитюдное исследование влияния раннего домашнего обучения на академические способности дошкольников. Статья опубликована в журнале Journal of Experimental Child Psychology.
В раннем возрасте дети учатся самым базовым академическим способностям (например, чтению и письму), которые далее будут использоваться на протяжении всей жизни. Развитие более сложных способностей — арифметических и языковых — также во многом происходит благодаря родителям и прямо влияет на дальнейшие успехи детей при обучении. Ученые, однако, чаще изучают такое влияние в прямом контексте: например, совместное чтение или изучение алфавита в раннем возрасте улучшает способности ребенка к грамматике, а тренировка арифметических знаний — к математике и точным наукам.
Авторы исследования, Эми Наполи (Amy R. Napoli) и Дэвид Пёрпьюра (David J. Purpura) из Университета Пердью (штат Индиана, США), проверили непрямое влияние ранних академических способностей дошкольников на их успехи при обучении. Ученые проследили зависимость между арифметическими способностями детей в раннем возрасте и их языковыми успехами в дальнейшем и наоборот: влияние языковых способностей на успех в точных науках.
В исследовании приняли участие 116 американских детей (из них 63 девочки) в возрасте от трех до пяти лет. Ученые опросили родителей участников на предмет того, как часто они занимаются с детьми языком (например, чтением) и арифметикой (например, обучением счету). Затем исследователи проверили математические и языковые способности детей при помощи стандартизированных тестов (TOPEL — для проверки грамотности и PENS-B — для проверки способности считать) осенью и весной в год до их поступления в школу.
Ученые выяснили, что раннее домашнее развитие языковых способностей детей не влияет на их дальнейшие как языковые, так и математические успехи. При этом развитие способности считать существенно (p < 0,0001) повлияло как на их математические способности, так и на их грамотность.
Таким образом, ученые делают вывод, что занятия математикой с родителями в раннем возрасте могут повлиять не только на арифметические способности школьников, но и на развитие способностей языковых. Ученые, поэтому, отмечают важность поощрения раннего интереса дошкольников к точным наукам.
На успехи детей в обучении влияют множество различных факторов. Так, в нашей заметке вы можете узнать о том, как возраст детей при поступлении в школу связан с их шансами попасть в престижный вуз, а здесь — о том, как на успехи учеников повлияло количество одноклассниц.
Елизавета Ивтушок
Этот механизм связан с балансом глутамата и ГАМК в дополнительной моторной коре
Британские исследователи обнаружили, что компульсивное поведение связано с уровнями возбуждающей и тормозной нервной передачи, измеренными по соответствующим нейромедиаторам глутамату и ГАМК, в дополнительной моторной коре мозга. Такая закономерность наблюдается и у здоровых людей, и у пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством. Публикация об этом появилась в журнале Nature Communications. Компульсивность (поведение, связанное с устойчивым повторением действий в ущерб адаптации) представляет собой трансдиагностическую психиатрическую черту без четкой границы между здоровой и патологической частями спектра. Индивидуальные различия в таком поведении связаны с функционированием дискретных «петель» между лобными долями и полосатыми телами как у здоровых людей с компульсивными чертами, так и у пациентов с максимальным уровнем компульсивных симптомов — например, при расстройствах, связанных с употреблением психоактивных веществ, или обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР). С большой вероятностью это связано с нейрохимической дисрегуляцией корковых сетей, в частности нарушением баланса основных медиаторов возбуждения и торможения — соответственно глутамата и гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Однако имеющиеся исследования, проведенные с невысоким разрешением, не позволяют сделать об этом однозначные выводы. Сотрудники Кембриджского университета под руководством Тревора Роббинса (Trevor Robbins) пригласили для участия в исследовании 31 пациента с ОКР и 30 здоровых добровольцев. У них всех определили уровни глутамата, его метаболита глутамина, ГАМК и N-ацетиласпартата (показатель целостности нейронов) в передней поясной извилине (ACC) и дополнительной моторной коре (SMA) — ключевых областей лобно-стриатного контура, связанного с компульсивностью. В качестве региона сравнения выбрали затылочную кору (OCC). Исследование проводили методом протонного магнитного резонанса (ПМР) с индукцией в семь тесла и оптимизированной последовательностью импульсов (semi-LASER). Также участники заполнили три опросника для оценки компульсивности (OCI, IUS и профильные подразделы HTQ и YBOCS) и выполнили задание со снижающейся вероятностью ожидаемого исхода (contingency degradation task, CD). Оно позволяет количественно оценить склонность к привычным действиям (от стимула к ответу) или, напротив, к целенаправленным (от действия к результату). Выяснилось, что уровни глутамата и ГАМК у здоровых добровольцев сбалансированы (то есть положительно коррелируют друг с другом) во всех трех исследованных областях (ACC, SMA и OCC), а у пациентов с ОКР — только в ACC. Сравнение уровней нейрометаболитов показало, что при ОКР в ACC значительно выше уровень глутамата и его отношение к ГАМК, а уровень ГАМК ниже, чем у здоровых людей. В SMA подобных различий не наблюдалось. Как и ожидалось, уровень компульсивности по данным опросников был выше при ОКР, при этом и у пациентов, и у здоровых участников он положительно коррелировал с концентрацией глутамата в SMA, но не в ACC. Индекс привычного реагирования по CD в среднем оказался одинаковым в обеих группах и увеличивался с повышением уровня глутамата или снижением уровня ГАМК в SMA. При ОКР схожая закономерность прослеживалась и в ACC. Таким образом, механизмы привычного контроля и соотносящегося с ним компульсивного поведения, общие для здоровых людей и пациентов с ОКР, связаны с SMA. ACC дополнительно вовлечена в поддержание баланса между привычным и целенаправленным реагированием при ОКР. Авторы работы подчеркивают, что обнаруженная связь сугубо корреляционная, и для выяснения причинности необходимы дальнейшие исследования. Ранее разные научные группы показывали, что люди с ОКР и люди с игровой зависимостью по-разному учатся на результатах принятых решений и восприимчивы к награде; что компульсии мешают формированию адаптивного поведения у подростков; что эффективность психотерапии при лечении ОКР можно предсказать по фМРТ, и что каннабис может ненадолго ослабить симптомы этого заболевания.