Исследователи из США и Канады выяснили, что возраст ребенка на момент начала учебы в школе связан не только с его школьными успехами, но и с вероятностью поступить в хороший ВУЗ в будущем. Работа опубликована в журнале National Bureau of Economic Research.
Учебный год начинается для всех детей в один день, и к первому сентября кому-то еще не исполнилось семь лет, а кому-то, например, уже может быть семь с половиной. Такая разница в возрасте для маленьких детей весьма существенна и исследования уже указывали на преимущества в школе у детей постарше. В связи с этим некоторые родители предпочитают не отдавать детей в школы слишком рано, хотя убедительных доказательств в пользу такого решения на данный момент недостаточно. Ученые решили и дальше исследовать разные аспекты этого вопроса и попытаться проследить за успехами детей вплоть до подросткового возраста, и выбора ими ВУЗа.
Для исследования ученые обратились к базам данных американского штата Флорида, из которых собрали более миллиона записей о детях, рожденных в пероид с 1994 по 2000 годы, и их родителях. Туда входили данные, связанные с беременностью и рождением ребенка, инфомация о составе и демографических характеристиках семьи, возрасте при поступлении в детский сад и в первый класс, о готовности к детскому саду, и об оценках ребенка в школе. Данные о подростках они анализировали отдельно, на тех, кто родился в 1981-1990 годы. Помимо информации, связанной с ребенком и его семьей на момент рождения, ученые анализировали, куда ребенок поступил после школы, получил ли диплом, и насколько престижным считается ВУЗ.
В США школа начинается с детского сада, где ребенок проводит один год. В связи с тем, что во Флориде есть четкое правило, согласно которому в детский сад зачисляют только тех, кому к первому сентября исполнилось пять лет, дети, рожденные в августе, представляли особый интерес для исследователей (они были самыми молодыми в группе, если шли в сад с пяти лет) и их успехи сравнивались с сентябрьскими детьми. В рамках исследования у детей 1994-2000 годов рождения оценивали четыре исхода: готовность к детскому саду (в США дети идут в детский сад с пяти лет и учатся там один год), решение родителей повременить и не отдавать в детский сад детей, которым едва исполнилось пять лет, неуспеваемость в школе (остался ли ребенок на второй год), и его оценки в тестах (тест был общим для учащихся государственных школ и его результаты можно было сравнивать). У рожденных в 1981-1990 годах смотрели связь возраста начала обучения связан с успехами в ВУЗе и с наличием нарушений правопорядка в возрасте до 16 лет.
Факторы, которые могли повлиять на успеваемость, ученые включили в статистическую модель. Так, в нее вошел вес детей при рождении, цвет кожи, уровень дохода, о котором свидетельствовало наличие льгот, и другие показатели. Дети, которые учились в частных школах, не вошли в базы данных и, соответственно, в исследование.
Результаты показали, что дети, старше всего на месяц, немного лучше готовы к детскому саду, чем их более молодые коллеги. Но действительно большой (10 процентных пунктов) оказалась разница в школьных успехах детей, рожденных в сентябре по сравнению с детьми, рожденными в августе. Также у них оказался высоким разброс в отметках за тесты (0.20 SD, что на 16 больше второго по величине стандартного отклонения). И июльских, и августовских детей чаще других оставляли дома еще на год, но августовских — вдвое чаще. Также августовские дети оставались на второй год чаще, чем их сентябрьские одноклассники (разница составила 0.15 процентных пункта). Дальнейший анализ показал, что образование и доход родителей, а также их расово-этническая принадлежность влияет на разброс результатов: например, белых детей из более образованных и менее бедных семей чаще отправляют в детский сад позже, на разброс в готовности к началу обучения также влияют семейные и расово-этнические условия, но в результатах школьных тестов они не играют роли и разница между сентябрьскими и августовскими детьми остается одинаковой.
Что касается успехов в более взрослой жизни, то привилегированное положение детей, рожденных в сентябре по сравнению с теми, кто родился в августе, сохраняется: при прочих равных, вероятность поступить в ВУЗ выше на два процента, вероятность получить диплом о высшем образовании выше на три процента, но если университет хороший — на семь. Кроме того, их риск попасть в тюрьму за преступление в несовершеннолетнем возрасте оказался на 15 процентов ниже по сравнению с теми, кто родился в августе.
Таким образом, результаты исследования указывают на важность начала учебы. Однако ученые не дают однозначных рекомендаций. С одной стороны, более высокий процент детей, которые пошли учиться позже, связан с более высокими средними баллами за тест, и с менее значительной разницей в успехах сентябрьских и августовских детей. С другой, благополучные семьи чаще решают не отправлять своих детей в детские сады слишком рано, и поэтому, глядя на успехи таких детей, нельзя с уверенностью сказать, что именно на них повлияло: лишний год, проведенный дома, или более благоприятные условия в семье, поэтому для более достоверных результатов требуется дальнейшие наблюдения.
Ученые не впервый раз помогают детям в учебе: так, они
, что на результат экзамена влияет время его проведения, а повысить успеваемость можно, если
об ученых и трудностях, которые им пришлось преодолеть.
Анна Зинина
Они часто чувствовали мурашки не в те моменты, когда на самом деле происходила пилоэрекция
Исследователи из Великобритании выяснили, что ощущение мурашек по коже (пилоэрекция) часто нас обманывает. Они показывали людям видеоролики, которые должны были вызвать пилоэрекцию, и просили их отмечать, когда они чувствуют мурашки. Мурашки действительно появлялись, но лишь 30 процентов самоотчетов были связаны с реальным физиологическим явлением. Препринт доступен на bioRxiv.org. Млекопитающие способны поднимать шерсть, чтобы согреться или раздуться и выглядеть угрожающим. А птицы умеют поднимать перья во время брачных игр. И то, и другое называется пилоэрекцией, она происходит за счет сокращения выпрямляющей мышцы волоса. У людей пилоэрекция тоже есть: мы чувствуем, как по коже бегут мурашки, когда нам холодно или когда мы переживаем что-то очень эмоциональное. Но поскольку на человеческом теле мало волос, мурашки не защищают нас от холода и их нельзя использовать в целях коммуникации. Можно было бы ожидать, что люди способны хорошо отслеживать возникновение мурашек, раз пилоэрекция так важна для нечеловеческих животных. С другой стороны, для человека это рудимент, который не несет важной информации, — эмоции мы чувствуем и так, а согреться помогает одежда. В таком случае можно предположить, что люди на самом деле не очень хорошо отслеживают пилоэрекцию. Чтобы разобраться в этом, Джонатон МакФетрес (Jonathon McPhetres) из Даремского университета с коллегами провел несколько экспериментов. В одном из них ученые показывали людям видеоролики, вызывающие пилоэрекцию. Участники должны были нажимать на кнопку, когда они чувствовали мурашки (если чувствовали). Одновременно исследователи снимали на камеру их руки и ноги, чтобы зафиксировать реальную пилоэрекцию. Свои руки участники видели, а вот ноги были под столом. У 57 процентов испытуемых во время просмотра видео волосы действительно вставали дыбом, а 51 процент из них сообщали о том, что чувствуют мурашки. Однако это чувство часто было обманчивым: лишь в трети случаев ощущения мурашек сопровождали наблюдаемую пилоэрекцию. Только 16 процентов участников были более точны в своих ощущениях, хотя мурашек у них было столько же, сколько у остальных. Другой эксперимент проходил онлайн, в нем участвовало 500 человек. Они точно так же смотрели видеоролики и отмечали, когда чувствовали мурашки, но теперь в конце их просили выбрать, на каких участках тела были сосредоточены ощущения. Более 40 процентов сообщали о наиболее ощутимых мурашках на предплечьях, однако прошлый эксперимент показал, что обычно мурашки возникают одновременно на руках и ногах. В третьем эксперименте участвовало только 30 человек, в основном — психологи. Эксперимент повторял первый, но затем участники должны были еще раз посмотреть один видеоролик и нажать на кнопку столько раз, сколько они чувствовали себя тронутыми эмоционально. Всего 63 процента испытали пилоэрекцию — в среднем 24 случая на человека — и 81 процент сообщали о том, что они эмоционально затронуты. Однако только 24,6 процента этих самоотчетов были связаны с реальной пилоэрекцией. По всей видимости, люди недостаточно хорошо различают пилоэрекцию, хотя думают, что различают. Это согласуется с ранним исследованием, где обсуждалось, что нет четких корреляций между пилоэрекцией и самооценкой эмоций. Также авторы предположили, что люди ощущают мурашки на руках чаще, чем на других частях тела из-за того, что верхняя часть тела сильнее задействована в коммуникации. Ранее ученые выясняли, с чем связаны мурашки при прослушивании музыки. ЭЭГ показала, что пилоэрекция связана с активностью префронтальной коры в тета-диапазоне.