Возраст детей при зачислении в школу связали с шансами поступления в ВУЗ

Исследователи из США и Канады выяснили, что возраст ребенка на момент начала учебы в школе связан не только с его школьными успехами, но и с вероятностью поступить в хороший ВУЗ в будущем. Работа опубликована в журнале National Bureau of Economic Research.

Учебный год начинается для всех детей в один день, и к первому сентября кому-то еще не исполнилось семь лет, а кому-то, например, уже может быть семь с половиной. Такая разница в возрасте для маленьких детей весьма существенна и исследования уже указывали на преимущества в школе у детей постарше. В связи с этим некоторые родители предпочитают не отдавать детей в школы слишком рано, хотя убедительных доказательств в пользу такого решения на данный момент недостаточно. Ученые решили и дальше исследовать разные аспекты этого вопроса и попытаться проследить за успехами детей вплоть до подросткового возраста, и выбора ими ВУЗа.

Для исследования ученые обратились к базам данных американского штата Флорида, из которых собрали более миллиона записей о детях, рожденных в пероид с 1994 по 2000 годы, и их родителях. Туда входили данные, связанные с беременностью и рождением ребенка, инфомация о составе и демографических характеристиках семьи, возрасте при поступлении в детский сад и в первый класс, о готовности к детскому саду, и об оценках ребенка в школе. Данные о подростках они анализировали отдельно, на тех, кто родился в 1981-1990 годы. Помимо информации, связанной с ребенком и его семьей на момент рождения, ученые анализировали, куда ребенок поступил после школы, получил ли диплом, и насколько престижным считается ВУЗ. 

В США школа начинается с детского сада, где ребенок проводит один год. В связи с тем, что во Флориде есть четкое правило, согласно которому в детский сад зачисляют только тех, кому к первому сентября исполнилось пять лет, дети, рожденные в августе, представляли особый интерес для исследователей (они были самыми молодыми в группе, если шли в сад с пяти лет) и их успехи сравнивались с сентябрьскими детьми. В рамках исследования у детей 1994-2000 годов рождения оценивали четыре исхода: готовность к детскому саду (в США дети идут в детский сад с пяти лет и учатся там один год), решение родителей повременить и не отдавать в детский сад детей, которым едва исполнилось пять лет, неуспеваемость в школе (остался ли ребенок на второй год), и его оценки в тестах (тест был общим для учащихся государственных школ и его результаты можно было сравнивать). У рожденных в 1981-1990 годах смотрели связь возраста начала обучения связан с успехами в ВУЗе и с наличием нарушений правопорядка в возрасте до 16 лет.

Факторы, которые могли повлиять на успеваемость, ученые включили в статистическую модель. Так, в нее вошел вес детей при рождении, цвет кожи, уровень дохода, о котором свидетельствовало наличие льгот, и другие показатели. Дети, которые учились в частных школах, не вошли в базы данных и, соответственно, в исследование.

Результаты показали, что дети, старше всего на месяц, немного лучше готовы к детскому саду, чем их более молодые коллеги. Но действительно большой (10 процентных пунктов) оказалась разница в школьных успехах детей, рожденных в сентябре по сравнению с детьми, рожденными в августе. Также у них оказался высоким разброс в отметках за тесты (0.20 SD, что на 16 больше второго по величине стандартного отклонения). И июльских, и августовских детей чаще других оставляли дома еще на год, но августовских — вдвое чаще. Также августовские дети оставались на второй год чаще, чем их сентябрьские одноклассники (разница составила 0.15 процентных пункта). Дальнейший анализ показал, что образование и доход родителей, а также их расово-этническая принадлежность влияет на разброс результатов: например, белых детей из более образованных и менее бедных семей чаще отправляют в детский сад позже, на разброс в готовности к началу обучения также влияют семейные и расово-этнические условия, но в результатах школьных тестов они не играют роли и разница между сентябрьскими и августовскими детьми остается одинаковой.

Что касается успехов в более взрослой жизни, то привилегированное положение детей, рожденных в сентябре по сравнению с теми, кто родился в августе, сохраняется: при прочих равных, вероятность поступить в ВУЗ выше на два процента, вероятность получить диплом о высшем образовании выше на три процента, но если университет хороший — на семь. Кроме того, их риск попасть в тюрьму за преступление в несовершеннолетнем возрасте оказался на 15 процентов ниже по сравнению с теми, кто родился в августе.

Таким образом, результаты исследования указывают на важность начала учебы. Однако ученые не дают однозначных рекомендаций. С одной стороны, более высокий процент детей, которые пошли учиться позже, связан с более высокими средними баллами за тест, и с менее значительной разницей в успехах сентябрьских и августовских детей. С другой, благополучные семьи чаще решают не отправлять своих детей в детские сады слишком рано, и поэтому, глядя на успехи таких детей, нельзя с уверенностью сказать, что именно на них повлияло: лишний год, проведенный дома, или более благоприятные условия в семье, поэтому для более достоверных результатов требуется дальнейшие наблюдения.

Ученые не впервый раз помогают детям в учебе: так, они

, что на результат экзамена влияет время его проведения, а повысить успеваемость можно, если

об ученых и трудностях, которые им пришлось преодолеть.

Анна Зинина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Стояние за кассой во время ограбления снизило риск получения травм для продавцов

Психологи из Канады и США изучили видеозаписи нападений на 760 американских магазинов, чтобы понять, как от поведения продавца зависит риск получения им телесных повреждений во время ограбления. Оказалось, что если в начале нападения жертва находится за кассой, то риск применения преступником оружия снижается. То, чем закончится для продавца налет, на 6-11 процентов зависит от места, где сотрудник встречает начало инцидента. Авторы отмечают, что введение инструктажа по технике безопасности, направленного на то, чтобы поведение сотрудника выглядело максимально предсказуемым для налетчика, не повлияло на расположение продавцов при ограблении, но снизило риск применения оружия против тех, кто находится не за кассой. Исследование опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences.