Чтение о неудачах и гонениях ученых помогли ученикам старших классов улучшить свою успеваемость. Работа социологов из Колумбийского Университета и Университета Вашингтона опубликована в журнале Journal of Educational Psychology.
Социологи провели исследование среди 400 учеников старших классов Нью-Йоркских школ в неблагополучных районах (Бронкс и Гарлем), разделив их случайным образом на три группы.
На уроках естествознания социологи давали ученикам небольшие тексты. Первая группа читала отрывок из учебника, в котором рассказывалось достижениях Альберта Энштейна, Мари Кюри и Майкла Фарадея. Вторая группа читала о трудностях и испытаниях в жизни ученых, например о том, как Энштейну пришлось покинуть нацистскую Германию. Третья группа читала тексты о личностной интеллектуальной борьбе ученых и о том, что они делали, чтобы преодолеть свои неудачи.
Всего эксперимент длился пять недель. До эксперимента средняя успеваемость групп на уроках естествознания была примерно одинаковой. После эксперимента успеваемость групп, которые читали тексты про страдания ученых, улучшилась по сравнению с первой группой. Причем успеваемость группы, которая читала только о достижениях ученых, после эксперимента оказалась ниже, чем была до него.
Особенно эффект влияния историй о трудности в жизни ученых проявился на учениках с оценками ниже среднего. Эти тексты положительно повлияли на успеваемость учеников с низкими оценками, в то время как отрывки исключительно об успехах не оказали на учеников существенного влияния.
Исследователи также проводили анкетирование, в котором изучали мотивацию учеников, их отношение к возможности развития интеллектуальных и к неудачам.
Из исследования ученые заключили, что представление ученых как обыкновенных людей, у которых в жизни тоже бывают неудачи, может положительно повлиять на успеваемость и интерес к учебе учеников. Это непосредственно связано с тем, что ученики могли себя идентифицировать с учеными, которые, как и все люди, сталкивались с трудностями.
Более того, социологи пришли к выводу, что идеализация образа знаковых деятелей науки может нанести вред. В качестве рекомендации ученые посоветовали писать в учебниках и о неудачах ученых, а также о способах преодоления этих неудач.
Кристина Уласович
Узнайте, как число ученых зависит от финансирования
В России сегодня отмечают День науки, но тех, кого нужно поздравлять с этим праздником, все меньше и меньше — с 2000 года занятых в науке стало меньше почти на 180 тысяч человек, и сегодня исследованиями и разработками в стране занимаются чуть более 700 тысяч человек. Последние годы затраты на науку в России оставались на уровне 1—1,1 процента ВВП. Это существенно меньше, чем расходы других развитых стран, скажем, Израиль тратит на науку 4,3 процента ВВП, Германия — 2,9 процента, США — 2,7 процента.Мы предлагаем вам попробовать себя в роли доброго (или злого) волшебника: выберите, какую долю ВВП России вы согласны потратить на науку, и наш калькулятор предскажет, сколько в этом случае будет ученых в нашей стране. А если вы хотите узнать, как это делают социологи, читайте этот блог.