«Наколдованная» ширма не дала пятилеткам списать

Ученые из Китая, США и Канады выяснили, что отгородить детей от списывания во время теста можно даже с помощью прозрачной ширмы или любой другой преграды — главное, чтобы она находилась строго между ребенком и листом с ответами, откуда он может списать. Работает в таком случае и воображаемая преграда, «наколдованная» с помощью игрушечной волшебной палочки. Обнаруженный эффект ученые назвали «моральным барьером», а его аналогом в повседневной жизни могут послужить, например, пластиковые дорожные конусы, пишут ученые в Proceedings of the National Academy of Sciences

Многочисленные работы нобелевского лауреата по экономике в 2017 году Ричарда Талера посвящены теории подталкиваний (nudge theory — подробнее о ней вы можете прочитать в книге «Nudge. Архитектура выбора», отрывок из которой мы публиковали). Согласно этой теории решениями и поведением людей можно управлять не только прямыми указаниями и советами, но и, собственно, подталкиваниями — то есть чем-то, что незаметно для них самих. Например, на вкусовые предпочтения потребителей можно влиять с помощью упаковки и посуды: скажем, коктейль из высокого стакана покажется людям вкуснее, чем такой же точно коктейль, выпитый из стакана пониже.

Аналогично с тем, как что-то субтильное может подталкивать, оно же может и останавливать (например, от некорректного поведения вроде списывания), но изучается это не так часто: во многом потому, что очень сложно отделить внешние сдерживающие факторы от внутренних (к примеру, каких-то моральных устоев). Чтобы провести эту грань, Ли Чжао (Li Zhao) из Педагогического университета Ханчжоу и ее коллеги предложили гипотезу «морального барьера»: согласно ей от неправомерных действий человека можно оградить, проведя некоторую черту между агентом и тем, что ему запрещено, — причем черта может быть как реальной, так и воображаемой. Примером такого эффекта (разумеется, реального) могут быть дорожные конусы или ленточные ограждения в аэропорту: несмотря на то, что их довольно легко обойти или убрать, люди все равно чаще склонны им следовать, чем нет.

Чтобы проверить свою гипотезу, ученые провели серию экспериментов с участием 350 детей в возрасте пяти-шести лет. Участникам давали набор задачек по арифметике: например, посчитать, сколько на листке нарисовано петухов, или сосчитать все ягоды на листе, где помимо ягод есть еще бананы или слоны. Последнее задание было самым сложным: детям нужно было сосчитать количество квадратов в сужающейся к центру «воронке», а самих квадратов было гораздо больше, чем ребенок смог сосчитать.

Перед тем, как дать детям задание, исследователь сообщал им, что в случае, если тест будет сдан не вовремя (всего давалось пять минут) или какое-то задание будет выполнено неправильно, засчитан он не будет — и ребенок не получит полагающееся ему вознаграждения. На соседний стол экспериментатор клал листок с ответами, сообщая ребенку, что листок предназначается для проверяющего, и что подглядывать ему нельзя.

После того, как ребенок приступал к тесту, экспериментатор извинялся и отлучался, оставляя ребенка одного — все выполнение задания снимали на камеру. В зависимости от эксперимента исследователь также ставил ширму: ширма была либо прозрачная, либо матовая, стояла либо между ребенком и столом, либо напротив столов, либо сзади, либо в стороне. В одном условии никакой ширмы не было вообще: вместо этого экспериментатор с помощью игрушечной волшебной палочки «наколдовывал» ширму между ребенком и соседним столом (то есть ширма была воображаемая).

Оказалось, что в случае, когда никакой ширмы не стояло или в случае, если она стояла не между ребенком и соседним столом, а с другой стороны стола ребенка, а также в случае, когда ширма стояла перед столом с ответами, дети списывали с листка значительно чаще (от p < 0,05 до p < 0,001 в зависимости от условия). В случае, если между ответами и ребенком ставили ширму, даже если она была прозрачная или вообще без стекла, но все равно мешала подсмотреть — ребенок списывал значительно реже. Интересно, что работало это и с «наколдованной» ширмой.

Ученые пришли к выводу, что тот самый «моральный барьер» в действительности работает, и ему необязательно в действительности ограждать ребенка от возможности списать или даже быть реальным: в случае, если ребенку как-либо обозначали черту, за которую нельзя заходить, стремления списать у него было меньше. Интересно, что шестилетние дети в эксперименте списывали чаще пятилеток: вероятно, считают ученые, так происходило из-за того, что дети постарше лучше понимают важность правильно и вовремя выполненных заданий.

Интересно, что при стремлении людей вести себя правильно внутренние факторы могут быть эффективнее внешних: например, прошлым летом ученые показали, что люди чаще возвращают хозяину найденный кошелек не из-за того, что бояться быть наказанными или хотят получить на это вознаграждение, а просто из-за того, что бояться стать ворами в собственных глазах.

Ожидания повлияли на недавние воспоминания