Коктейль, выпитый из высокого и узкого стакана, связан с получением большего удовольствия от потребления напитка, чем тот же коктейль, но выпитый из низкого широкого стакана. Это выяснили французские ученые, которые изучили поведение и реакцию потребителей на напиток, выпитый в начале обычного ужина. Статья опубликована в журнале Food Quality and Preference.
Форма посуды способна влиять на восприятие находящейся в ней еды или напитка. Например, при одинаковом объеме двух стаканов — высоком и низком — первый кажется больше, а форма стакана может повлиять на манеру потребления напитка. До сих пор, однако, зависимость между предпочтениями потребителей и формой посуды редко изучалась в реальных условиях. Авторы новой работы исследовали реакцию потребителей на напитки, поданные в разных стаканах, во время ужина в ресторане Института Поля Бокюза в Лионе, Франция. Перед ужином в качестве аперитива 123 гостям был предложен алкогольный коктейль объемом 150 миллилитров. До начала ужина ученые собрали данные о том, насколько хорошо чувствуют себя участники эксперимента, насколько сильно они хотят пить и как часто они потребляют алкоголь. Напиток был подан либо в широком и низком стакане (8,3×6,6 сантиметра), либо — высоком и узком (15,2×4,2 сантиметра). После напитка участников расспросили о том, насколько они довольны коктейлем, а весь процесс потребления напитка был записан на камеру: с помощью этого исследователи подсчитали, как быстро (в течение 45 минут после подачи напитка) участники выпивают коктейль и сколько глотков они делают.
Ученые выяснили, что участники эксперимента получили большее (p < 0,001) удовлетворение от потребления напитка в высоком стакане, чем в низком. Кроме того, женская половина добровольцев была больше (p = 0,009) мужчин довольна коктейлем, поданным в низком стакане — в условии с высоким стаканом таких различий не наблюдалось.
Исследователи также выделили два типа потребления коктейля: замедленный, при котором количество глотков уменьшалось в процессе потребления, и убыстренный — в котором потребление было обратным. Ученые выяснили, что форма стакана была связана с манерой потребления напитка: участники эксперимента выпивали на 10 процентов больше всего объема напитка из широкого стакана к середине наблюдения, после чего замедлялись, «растягивая» коктейль.
На основании полученных данных исследователи сделали вывод, что форма стакана связана как с удовлетворением от напитка, так и с манерой его потребления. Кроме того, авторы работы указывают на важность исследования поведения потребителей в максимально приближенных к реальным условиях.
Исследования поведения потребителей могут рассказать многое об индустрии алкогольных напитков. Например, ученые уже выяснили, что люди не способны отличить бурбон от виски при слепом исследовании, и что вино кажется вкуснее, когда оно дороже. О том, почему после потребления алкогольных напитков повышается аппетит, вы можете прочитать здесь.
Елизавета Ивтушок
А вот амфибии не в восторге
Чаще всего животные в зоопарках относятся к посетителям нейтрально: присутствие или отсутствие гостей не меняет привычного поведения животных или их физиологических показателей. Однако некоторым везет больше — например, слоны лучше всего реагируют на людей и не испытывают их отрицательного влияния. А вот амфибии в этом вопросе — на другом полюсе. К таким выводам пришли ученые, которые проанализировали 105 научных исследований, посвященных влиянию посетителей зоопарка на их обитателей (исключая приматов). Исследование опубликовано в журнале Animals. Посетители зоопарка по-разному влияют на его обитателей. Наличие или отсутствие людей, расстояние, на которое они приближаются к животным, их поведение, создаваемый шум, форма взаимодействия с животными и даже исходящие от них запахи могут быть источником стресса для животных. В ответ на такой стресс меняются реакции животных, например, они становятся менее активны, чаще избегают встречи с посетителями, а сотрудники зоопарков находят своих подопечных более бдительными, настороженными и отмечают у них больше стереотипных действий/реакций. С другой стороны, посетители могут и положительно влиять на обитателей зоопарков. Тогда животные проявляют повышенный интерес к посетителям и к зонам для посетителей, привлекают к себе внимание гостей зоопарка и даже приближаются к ним. И, наконец, присутствие или отсутствие посетителей может никак не сказываться на животных: поведение или физиологические показатели питомцев зоопарка (например, частота дыхания и сердечных сокращений, уровень кортизола — гормона стресса) не изменяются. Такое разное влияние гостей зоопарка на его обитателей называют эффектом посетителя. Лучше всего исследовано влияние посетителей на приматов, которые испытывают на себе, как положительные, так и отрицательные эффекты от встреч и взаимодействия с гостями зоопарков. Приматы активны, а их поведение разнообразно, поэтому внимание посетителей часто направлено на них. Такие особенности и высокий интерес людей к этим обитателям зоопарков и стали причинами, по которым эффект посетителя наиболее изучен для приматов. Однако Эллен Уильямс (Ellen Williams) из Университета Харпера Адамса и ее коллеги показали, что начиная с 1992 года появляются исследования эффекта посетителя для видов, которые не относятся к приматам. Особенно много таких публикаций авторы отметили в 2021 году, когда было выпущено 24 статьи. Чтобы выяснить это, ученые с помощью статистических методовпроанализировали 105 исследований эффекта посетителей для 252 видов животных, ни один из которых не относился к приматам. Большинство исследованных видов были млекопитающими (56 процентов), 28 процентов — птицами, 1 — беспозвоночными, 4 — рыбами, 9 процентов — рептилиями и 2 — земноводным. Что интересно, если первые в этом контексте работы о млекопитающих не из отряда приматов появились в 1992 году, то первая статья о птицах вышла в 2008 году, а первое упоминание беспозвоночных относится только к 2019 году, амфибий, рептилий и рыб — 2020-2021 годам. Во всех исследовательских работах было 302 интерпретации влияния посетителей. Из них 53 процента интерпретаций были нейтральными, 21 — отрицательными и только 4 — положительными. Оказалось, что лучше всего фактор посетителей сказывается на слонах. В исследованиях с этими животными чаще отмечался положительный эффект посетителя (p< 0,0002) и не отмечался отрицательный. Как предполагают авторы, отсутствие отрицательных реакций у слонов может быть связано с их размерами, по аналогии с обезьянами, среди которых негативно чаще реагировали те, которые по размеру меньше человека. Или же, возможно, что дело в особенностях содержания: как опасных животных, слонов необходимо держать в безопасности и на расстоянии от публики, что могло способствовать снижению негативного воздействия людей на реакции слонов в зоопарках (но не стоит торопиться в вольеры к этим животным, так как авторы предупреждают, что исследований со слонами мало, и все результаты очень предварительны.) Среди млекопитающих (исключая приматов) чаще негативно реагировали непарнокопытные и парнокопытные, сумчатые и ежи. Хотя и хищники, например, львы, тигры, леопарды и сурикаты, наряду с нейтральным и положительным откликом на посетителей, испытывали и отрицательное влияние. Попугаи, которые сами хотят взаимодействовать с людьми, как и слоны, часто имели положительный опыт (p < 0,0002), но и отрицательный — тоже. При этом в целом птицы чаще всего реагировали на посетителей нейтрально, рыбы — нейтрально, амфибии — отрицательно (p < 0,05). В основном критериями оценки эффекта посетителя были изменения в поведении животных: в 95 исследованиях из 105 оценивалось именно оно. Например, в исследованиях отслеживались активность животного или бездействие, характер передвижений, близость к сородичам, близость к посетителям, позитивные социальные взаимодействия, поведение в состоянии покоя, стереотипное или нормальное поведение и бдительность. Также оценивались и физиологические сдвиги — в 26 исследованиях, и физические изменения — в одном исследовании. Поведенческие, физические и физиологические измерения использовались в отношении млекопитающих, поведенческие и физиологические — в отношении птиц. Для рептилий, амфибий, рыб и беспозвоночных использовались только поведенческие наблюдения. Авторы этой работы делают достаточно обобщенные выводы, однако отмечают, что есть и индивидуальные особенности, благодаря которым каждое отдельное животное по-разному переживает опыт взаимодействия с людьми. И о такой разнице сообщали и другие исследователи. Например, слониха Пха из Берлинского зоопарка научилась чистить бананы, когда ее сородичи продолжали есть с кожурой.