Боязнь показаться вором в своих глазах побудила людей вернуть кошелек с крупной суммой денег

Люди ведут себя честно, потому что не хотят плохо думать о самих себе — исследователи выяснили, что человек с большей вероятностью вернет потерянный кем-то кошелек с деньгами, чем без них, и с бóльшей суммой денег, чем с меньшей. При этом его волнует не страх наказания или надежда на вознаграждение, а то, что он будет сам считать себя вором, сообщается в Science.

Честность является одной из основ экономики и социальной жизни. Коррупция и незаконные финансовые операции ежегодно приносят убыток около 1,3 триллионов долларов, что примерно равно ВВП Австралии. Но честное поведение может конфликтовать с материальными потребностями человека. Если человек найдет на улице кошелек, в котором есть контакты его владельца, неизвестно, вернет ли он его или нет, и непонятно, как материальная заинтересованность повлияет на его честность.

Классическая экономическая модель предсказывает, что люди будут вести себя честно до тех пор, пока их честность не придет в противоречие с материальным стимулом. Чем он будет больше, тем вероятнее, что человек соврет или обманет. Психологическая модель, в основе которой лежит поддержание своего собственного имиджа, предсказывает, что человек будет жульничать до тех пор, пока он не пересмотрит свое представление о себе и не увидит самого себя в негативном свете. Однако непонятно, что произойдет, если эти модели столкнуть: что будет важнее для человека, собственный имидж или материальный стимул?

Чтобы это выяснить, швейцарские и американские исследователи под руководством Мишеля Андре Марешаля (Michel André Maréchal) из Цюрихского университета решили провести полевой эксперимент, в котором были задействованы 17303 человека в 355 городах из 40 стран. Ученые и их ассистенты посещали 5-8 крупнейших городов страны и проводили в них, в среднем, по 400 экспериментов. В ходе эксперимента исследователи приносили «потерянный» кошелек в банк, театр, музей или другое культурное учреждение, на почту, в гостиницу или отделение полиции. Они отдавали его одному из сотрудников организации и, ссылаясь на отсутствие времени у них самих, просили найти владельца и вернуть вещь ему. Кошелек представлял из себя прозрачную пластиковую визитницу, в которой был ключ, список покупок и три визитные карточки его «владельца» с его именем и адресом электронной почты. В некоторые кошельки исследователи добавляли деньги, эквивалент 13,45 долларов в местной валюте. Исследователи создали для каждого кошелька отдельный электронный адрес и отслеживали почту в течение 100 дней после «потери» кошелька.

Оказалось, что в 38 странах из 40 невольные участники эксперимента чаще возвращали кошельки с деньгами (51 процент), чем без них (40 процентов, p < 0,0001). Авторы работы предположили, что возможно, люди возвращали кошельки с деньгами потому, что сумма в них была слишком незначительна. Тогда они провели дополнительную серию экспериментов в США, Великобритании и Польше. Они стали приносить в организации «потерянные» кошельки с суммой в семь раз больше, чем первоначальная (94,15 долларов в местное валюте). Однако процент возвращенных кошельков на этот раз оказался еще выше. Если в среднем в этих трех странах 46 процентов участников возвращали кошельки без денег и 61 процент с небольшими деньгами, то кошелек с более крупной суммой вернули 72 процента (p < 0,0001).

Сначала ученые предположили, что на людей повлиял страх наказаний за невозвращенный кошелек, особенно если там была внушительная сумма денег. Они проверили, предусматривалось ли законодательством трех стран и отдельных штатов в США наказание за невозвращенную собственность; были ли установлены камеры в помещении, где исследователь отдавал кошелек сотруднику организации, и присутствовали ли там в это время другие люди. Оказалось, что ни один из этих факторов существенно не повлиял на возвращение кошельков. Тогда исследователи предположили, что люди вынимали деньги, а потом возвращали кошельки. Но и это было не так: в 98 процентах вернувшихся кошельков деньги остались. Вознаграждение за находку, которое рассчитывали получить люди, тоже оказалось меньше возвращенной суммы, так что и этот фактор пришлось исключить.

Наконец, исследователи предположили, что люди, вернувшие кошелек, не хотели ухудшать представление о самих себе и считать себя ворами. Чтобы это проверить, авторы провели в трех странах опрос среди 2525 респондентов (829 из них были из Великобритании, 809 — из Польши, 887 — из США). В нем они просили представить ситуацию, в которой человек находит кошелек с четырьмя вариантами содержимого (таким же, как в экспериментах — кошелек с ключом и без денег, с ключом и небольшими деньгами, крупной суммой денег, кошелек с деньгами, но без ключа). Затем ученые просили оценить по шкале от 0 до 10, в какой из этих ситуаций человек почувствует себя вором, если не вернет кошелек. Оказалось, что участники, по собственным признаниям, почувствовали бы себя ворами, если не вернули кошелек с деньгами, и особенно с крупной суммой денег (p ≤ 0,007).

«Человек хочет видеть себя честным гражданином, а не вором. Если люди оставят себе кошелек, им придется менять представление о самом себе, что сопряжено с психологическими издержками», — объясняет руководитель исследования Андре Марешаль. «Психологические мотивы... могут быть сильнее финансовых».

Впрочем, на честность маленьких детей, вероятно, материальный стимул не влияет, зато играет роль похвала. Как оказалось, если детей хвалят за умственные способности, они жульничают чаще, чем когда их хвалят за то, что они сделали что-то правильно.

Два года наблюдений за 28000 учениками подтвердили пользу позднего начала школьных занятий