Власти Дубая, крупнейшего города Объединенных Арабских Эмиратов, приняли закон Sky Dome, в рамках которого будет развиваться городская сеть беспилотных грузовых и пассажирских маршрутов, а также сеть дронопортов. Как пишет Aviation Week, закон утвердил президент Управления гражданской авиации Дубая шейх Ахмед бин Саид Аль Мактум.
Дубай — один из немногих городов в мире, занимающихся исследованиями в области городской беспилотной авиации: грузовых перевозок, аэротакси, различных городских служб. В этом городе уже состоялись масштабные испытания аэротакси китайской компании EHang и немецкой Volocopter.
Закон Sky Dome предписывает организацию системы сертификации дронов в Дубае, лицензирования беспилотных перевозок, а также создания отдела для расследования летных происшествий, связанных с такими аппаратами. В Дубае также появится диспетчерская система управляющая полетами беспилотников.
Предполагается, что диспетчерская система будет работать совместно с системой, создаваемых в рамках законодательной инициативы Dubai Shield. Этот проект предполагает создание систем защиты важных инфраструктурных объектов от беспилотников-нарушителей.
Наконец, в Дубае предполагается организовать небольшие дронопорты. В них будут производиться погрузка и разгрузка грузовых беспилотников, техническое обслуживание аппаратов. По сути, это будут небольшие аналоги аэропортов, в которых смогут базироваться дроны.
Ранее российская компания Hoversurf провела испытания своего ховербайка Scorpion в Дубае. Этот аппарат разрабатывается в качестве средства индивидуальной мобильности в том числе и в городской среде. Во время испытаний аппарат разбился из-за сбоя в работе барометра. Пилот не пострадал.
Василий Сычёв
Он плавает со скоростью 2 метра в секунду, а скорость на суше составляет 0,5 метра в секунду
Инженеры разработали беспилотник-амфибию, который может летать, плавать по поверхности воды и ездить по земле. Дрон построен по трикоптерной схеме с тремя соосными парами пропеллеров. Для движения по земле используются три всенаправленных колеса, а для плавания — два водяных винта. Чтобы дрон не утонул, на раме закреплена пенопластовая пластина. Амфибию можно использовать, например, для отбора проб и образцов в разных средах. Доклад, описывающий конструкцию, был представлен в рамках конференции International Conference on Unmanned Aircraft Systems 2023. Вместо нескольких разных роботов для выполнения задач в разных средах иногда проще использовать один универсальный аппарат. Например, для обследования состояния надводных и подводных частей мостов инженеры создали октокоптер, который может летать и плавать, используя для этого одни и те же винты. Также существуют проекты, в которых дроны получают возможность передвигаться по земле с помощью колес или ног. Благодаря этому удается значительно сократить расход энергии, которая очень быстро расходуется во время полета. Инженеры под руководством Димитриса Чайкалиса (Dimitris Chaikalis) из Университета Нью-Йорка совместили в одном дроне возможности передвижения в воздухе, по воде и по земле. Разработанный ими дрон построен по схеме трикоптера. На концах каждого из трех плечей находятся по два соосных трехлопастных пропеллера. Помимо шести воздушных винтов дрон оснащен также двумя водяными. Движение по земле во всех направлениях обеспечивается за счет трех всенаправленных колес. Так как устройство не предназначено для погружения на глубину, для сохранения положительной плавучести в центральной его части расположена пластина из пенопласта. При этом часть рамы дрона с колесами и водяными винтами находится под поплавком и остается погруженной в воду. Для защиты электронных компонентов от воды они помещены в пластиковый герметичный корпус. Управление одиннадцатью актуаторами дрона происходит с помощью двух отдельных полетных контроллеров PixHawk, один из которых отвечает за полет, а второй за езду и плавание. В роли бортового компьютера высокого уровня, отвечающего за навигацию и планирование маршрута, выступает Intel NUC. Заряда аккумулятора емкостью 12 ампер-час хватает на 18 минут полета, максимальная масса которого не превышает десяти килограмм. В испытаниях дрон взлетал с поверхности воды, после нескольких минут полета приземлялся и продолжал движение на колесах. Скорость передвижения по суше составила 0,5 метра в секунду, а по воде — около 2 метров в секунду. Разработчики отмечают и минусы конструкции: пенопласт впитывает воду, его масса увеличивается на 20 процентов в течение 30 минут, проведенных в воде. При этом обратный процесс происходит медленнее — на воздухе потеря 20 процентов дополнительного веса происходит за 100 минут. Этот эффект в будущем будет учтен в системе управления дроном. Другой способ справиться с впитыванием влаги — водоотталкивающее покрытие, однако оно также увеличивает общий вес конструкции. У этого беспилотника, как и у большинства других гибридных дронов, части конструкции, которые используются для передвижения по земле, никак не используются в остальных режимах. Ранее мы писали про дрон-трансформер Morphobot M4, разработчики которого пошли другим путем. Беспилотник может ездить по поверхности как четырехколесный ровер, а в нужный момент трансформируется в полноценный квадрокоптер. При этом обода его колес превращаются в защитные бампера воздушных винтов, расположенных на колесных осях.