Микропластик впервые обнаружили в кишечнике антарктических беспозвоночных

В кишечнике антарктических коллембол Cryptopygus antarcticus впервые обнаружили микроскопические частицы пластика. Скорее всего, беспозвоночные проглотили их во время кормления на большом куске полистирола, который порос мхами и лишайниками. Как отмечают авторы статьи в журнале Biology Letters, это первое доказательство, что микропластик проникает в наземные экосистемы Антарктиды: насколько он может быть для них опасным, покажут будущие исследования.

От пластикового загрязнения страдают даже отдаленные и нетронутые цивилизацией регионы, например, Пиренейские горы, а также заповедники и национальные парки США, куда частицы микропластика попадают благодаря атмосферному переносу. Недавно микропластик обнаружили и в антарктических льдах: его концентрация здесь оказалась в три раза выше, чем в омывающих континент водах. Однако до сих пор было неясно, может ли микропластик проникать в пищевые цепи хрупких наземных экосистем Антарктики.

Ответить на этот вопрос решила команда исследователей во главе с Элизой Бергами (Elisa Bergami) из Сиенского университета. Они исследовали коллембол Cryptopygus antarcticus — крошечных беспозвоночных длиной менее двух миллиметров, которые населяют Антарктический полуостров и ряд островов Субантарктики и питаются мхами, лишайниками и водорослями. Раньше коллембол считали примитивными насекомыми, но теперь относят к отдельному классу скрытночелюстных (Entognatha).

Исследователи изучили крупный кусок полистирольной пены, который в 2016 году обнаружили на побережье острова Кинг-Джордж — самого крупного из Южных Шетландских островов. Поверхность найденного фрагмента поросла растительностью, а ее, в свою очередь, заселили микроскопические беспозвоночные.

В общей сложности на куске пены нашли восемнадцать коллембол, которых исследовали с помощью инфракрасной микроскопии. Этот метод позволил обнаружить в кишечнике всех изученных особей частицы полистирола размером менее ста микрометров. Скорее всего, беспозвоночные случайно проглотили их во время поедания мхов и лишайников.

Результаты работы стали первым доказательством того, что микропластик проникает в наземные экосистемы Антарктиды. Пока неизвестно, вредит ли C. antarcticus употребление пластиковых частиц. Тем не менее, этот вид загрязнения может стать новой угрозой для антарктической природы, которая уже страдает от изменений климата и растущего присутствия человека.

Недавно частицы микропластика обнаружили в экскрементах оляпок (Cinclus cinclus), населяющих реки Южного Уэльса. Это одно из первых свидетельств возможности передачи микропластика по пищевым цепям в пресноводных экосистемах.

Склонность паучат к каннибализму связали с низкой плотностью выводка и дефицитом еды