В США на каждый квадратный метр заповедников ежедневно выпадает 132 частицы микропластика, что составляет четыре процента от общего количества пыли. Годовое поступление пластиковых частиц в особо охраняемые природные территории оценивается в 1000 тонн в год, что эквивалентно массе 120-130 миллионов пластиковых бутылок. Согласно результатам исследования, опубликованного в журнале Science, большая часть влажных выпадений микропластика приносится в заповедники из ближайших населенных пунктов, а оседание сухих частиц является следствием глобального атмосферного переноса.
Большая часть исследований загрязнения окружающей среды микропластиком затрагивает экосистемы мирового океана: известно, что его частицы проникают в организмы животных, где могут вызывать закупоривание и повреждение кишечного тракта. Также известно, что микропластик способен мигрировать по морским пищевым цепям. Однако, поведение пластиковых частиц в наземных экосистемах также вызывает беспокойство экологов: ведь его частицы значительно менее плотные, чем почвенные (0,65-1,8 против ~2,65 грамм на кубический сантиметр), и могут перемещаться на большие расстояния с воздушным переносом. Наиболее удобной площадкой для изучения глобального пластикового загрязнения могут стать особо охраняемые природные территории (ООПТ), в которых ограничена деятельность человека и потому отсутствуют прямые источники поступления пластика.
Ученые под руководством Дженис Брани (Janice Brahney) из Университета Юты исследовали выпадение пластиковых частиц в 11 крупнейших ООПТ запада США, чтобы установить источники их поступления и количественно оценить масштабы пластикового загрязнения на фоновых (то есть не затронутых антропогенной деятельностью) территориях. Для этого они еженедельно отбирали и анализировали влажные выпадения (n=236) и ежемесячно — сухие выпадения (n=103), осевшие в коллекторах станций, которые установлены в рамках национальной программы атмосферного осаждения во всех ООПТ США.
Пластиковые частицы присутствовали в 98 процентах образцов, при этом до четырех процентов всей оседающей в заповедниках пыли приходилось именно на микропластик. Методом Фурье-спектроскопии авторы исследования определили, что большую его часть (66 процентов влажных выпадений и 70 процентов сухих) составляли синтетические волокна — преимущественно полиэстер и нейлон, но часто встречались также полиолефин (полимер, широко применяющийся при производстве автомобильных ковриков) и полиэтилен.
Ученые подсчитали, что ежедневно на каждый метр заповедных земель выпадает 132 частицы микропластика, что эквивалентно его годовому поступлению в ООПТ в объеме 1000 тонн. Такая масса соответствует 120-130 миллионам пластиковых бутылок для питьевой воды.
Авторы исследования применили модель траекторий
и установили, что большая часть сухих выпадений попала в заповедники с глобальным атмосферным переносом, а влажные выпадения, напротив, содержали преимущественно микропластик из ближайших населенных пунктов и были подвержены влиянию региональных штормов. Количество сухих выпадений микропластика увеличивалось с повышением над уровнем моря, то есть горные районы были подвержены ему в большей степени (r=0,69, p<0,05).
Ученые отметили, что результаты исследования нужно интерпретировать с осторожностью, ведь они еще не успели учесть большую часть погодных факторов и рассматривали лишь 11 ООПТ. Однако уже имеющиеся данные указывают на высокую подвижность микропластика на суше и его потенциальную опасность для горных экосистем: именно на высокие районы приходится значительная часть выпадений глобального переноса, и физико-химические свойства слаборазвитых неполнопрофильных горных почв могут быть испорчены поступлением большого количества пластиковых частиц.
Ученым еще предстоит детально изучить пути миграции микропластика в наземных экосистемах, а в исследовании пластикового загрязнения Мирового океана уже достигнуты определенные успехи: недавно выяснилось, что по дну океана микропластик рассеивают термохалинные течения.
Марина Попова
Он появился на свет у самки Диндин и самца Жуи
В Московском зоопарке впервые в России родился детеныш большой панды (Ailuropoda melanoleuca). Родителями 150-граммового малыша стали самка Диндин и самец Жуи, которые прибыли из Китая в апреле 2019 года. Сейчас им шесть и семь лет соответственно (при этом обычно панды начинают приносить потомство позже, в восемь-десять лет). Как сообщается в телеграм-канале Московского зоопарка, Диндин удалось забеременеть естественным путем, причем с первого раза. Сейчас самка самостоятельно заботится о детеныше, пол которого пока остается неизвестным, а сотрудники зоопарка круглосуточно следят за их здоровьем и берут необходимые анализы. https://youtu.be/1JE4hA5-kXo В дикой природе большие панды обитают только в горных лесах Центрального Китая и питаются почти исключительно листьями и побегами бамбука. В середине XX века эти необычные представители семейства медвежьих едва не вымерли из-за сведения лесов и охоты. Однако борьба с браконьерством, охрана местообитаний панд и их разведение в неволе позволили добиться роста численности данного вида. Предполагается, что в середине прошлого десятилетия в природе обитало больше двух тысяч больших панд. На основании этих данных Международный союз охраны природы в 2016 году понизил природоохранный статус этого вида с «вымирающего» до «уязвимого».