Европейский авиастроительный концерн Airbus провел новый этап испытаний системы автоматических визуальных рулежки, взлета и посадки. Как пишет Aviation Week, во время испытаний самолет Airbus A350, оборудованный этой системой, совершил шесть полетов, включая один, во время которого лайнер в полностью автоматическом режиме выполнил рулежку по аэродрому, взлет и посадку. Во всех случаях автоматика использовала для управления самолетом только данные с внешних видеокамер.
Крупные авиастроительные компании сегодня занимаются разработкой все большего числа систем автоматизации полета, которые позволили бы самолетам не только лететь по маршруту на автопилоте, но также выполнять полностью автоматические посадку и руление по аэродрому. Часть таких операций, хотя и не применяется, технически уже возможна, но для них необходимо, чтобы аэродром был оборудован вспомогательным оборудованием. Например, для автоматической посадки необходима курсо-глиссадная система. Частично автоматизированную посадку в аэропортах с такой системой самолеты уже выполняют.
Считается, что бо́льшая автоматизация пассажирских самолетов сделает перелеты безопаснее. Предполагается также, что автоматизация позволит решить проблему распределения эшелонов в воздушном пространстве аэродромов и сокращения интервалов между взлетами и посадками самолетов. Системы технического зрения позволят автоматизировать процессы взлета и посадки на аэродромах, не имеющих курсо-глиссадных и других систем инструментальных операций.
Разработчики предполагают, что системы технического зрения, изображения в которых обрабатываются алгоритмами, могут быть достаточно точны, чтобы обеспечивать взлет и посадку самолета только по изображениям с камер и данным спутниковых систем глобального позиционирования.
Разработка визуальной автоматической системы Airbus ведется в рамках проекта ATTOL (Autonomous Taxi, Takeoff and Landing, автоматические руление, взлет и посадка). Подробности о составе системы разработчики не раскрывают. Для обучения нейросетевых алгоритмов, обрабатывающих видеопоток с камер, использовались более 450 записей различных полетов. На них нейросети обучались распознавать аэродромы, световую индикацию, разметку.
Испытания системы полностью автоматической посадкой проводились в апреле 2020 года, однако о них Airbus объявила только сейчас. В испытаниях использовался самолет A350-1000, который совершил шесть испытательных полетов: четырех из них с полностью автоматическим взлетом и пять — с полностью автоматической посадкой. Во время проверок в самолете находились летчики-испытатели, которые должны были перехватить управление, в случае нештатной ситуации. Испытания проводились в аэропорту Тулуза-Бланьяк на юге Франции.
Испытания автоматической визуальной системы на A350-1000 проводятся Airbus с января 2020 года. Тогда этот лайнер выполнил серию полностью автоматических взлетов.
В середине 2019 года инженеры из Мюнхенского технического университета испытали систему автоматической посадки, работающей на базе GPS, камер и системы инерциальной навигации. Во время испытаний самолет с установленной системой технического зрения совершил автоматическую посадку.
Василий Сычёв
Французская компания Zapata представила скоростной пилотируемый дрон с десятью турбореактивными двигателями. Также она показала запись летных испытаний, во время дрон не только летел по прямой, но и управляемо перевернулся. Расчетная максимальная скорость дрона составляет 250 километров в час, а грузоподъемность — 200 килограмм, отмечается на сайте Zapata.