Немецкие инженеры провели испытания системы автоматической посадки, работающей на основании данных GPS, а также камер, сообщается в пресс-релизе Мюнхенского технического университета. Алгоритмы компьютерного зрения анализируют положение самолета относительно взлетно-посадочной полосы и корректируют полет. В будущем такая система может помочь наладить автоматическую посадку в небольших аэропортах, не оснащенных маяками инструментальной посадки.
Крупные аэропорты оснащены курсо-глиссадной системой, позволяющей самолетам точно заходить на посадку, ориентируясь на радиомаяки. В состав такой системы входят курсовые и глиссадные маяки, которые показывают отклонение самолета от корректного угла захода в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Они работают благодаря созданию в одной плоскости двух диаграмм излучения, из-за чего при смещении относительно идеальной траектории приборы самолета показывают увеличение глубины модуляции одной из частот. Кроме того, в состав системы входят три маркерных маяка с вертикально направленным сигналом, пролетая через зону которых пилоты понимают удаление судна от взлетно-посадочной полосы.
Однако этой системой оснащены далеко не все аэропорты, из-за чего на небольших аэродромах пилотам приходится полагаться только на сигналы GPS, а также ориентироваться визуально (что может быть тяжело ночью или в плохую погоду). Инженеры из Мюнхенского и Брауншвейгского технических университетов разработали систему автоматической посадки, которая помимо сигналов GPS опирается не на сигналы курсо-глиссадной системы, а на данные с камер, работающих в видимом и инфракрасном диапазонах. Кроме того, система использует альтиметр и блок инерциальной навигации. Подлетая к взлетно-посадочной полосе самолет начинает анализировать контуры полосы и корректировать курс. При этом во время корректировки учитываются показания всех датчиков, а не только камер.
Инженеры установили прототип системы на легкий самолет Diamond DA42 и в конце мая 2019 года провели испытания на аэродроме австрийского города Винер-Нойштадт. В опубликованном ролике можно видеть, как во время посадки пилот не держит руки на ручке управления и не использует другие органы управления. Также доступное другое видео с несколькими посадками.
В 2017 году американские ВВС одобрили принятие на вооружение переносной курсо-глиссадной системы. Ее можно за несколько дней развернуть на неподготовленном аэродроме, к примеру, с грунтовым покрытием, а после прекращения операций на нем демонтировать и быстро развернуть в другом месте.
Григорий Копиев
Бразильская компания Desaer разработает гибридный самолет ATL-100H. Как сообщает New Atlas, он будет взлетать и набирать высоту преимущественно за счет электромоторов, а в крейсерском режиме по большей части использовать турбовинтовые двигатели.