Европейский авиастроительный концерн Airbus провел успешные испытания системы визуального автоматического взлета. Согласно сообщению концерна, информация с этой системы передавалась автопилоту пассажирского самолета Airbus A350-1000. Испытания состоялись в аэропорту Тулуза-Бланьяк на юге Франции.
Крупные авиастроительные компании сегодня занимаются разработкой все большего числа систем автоматизации полета, которые позволили бы самолетам не только лететь по маршруту на автопилоте, но также выполнять полностью автоматические посадку и даже руление по аэродрому.
Часть таких операций, хотя и не применяется, технически возможна, но для них необходимо, чтобы аэродром был оборудован вспомогательным оборудованием. Например, для автоматической посадки необходима курсо-глиссадная система. Частично автоматизированную посадку в аэропортах с такой системой самолеты уже выполняют, однако речи о полностью автоматической посадке речи пока не идет.
Считается, что бо́льшая автоматизация пассажирских самолетов может сделать перелеты безопаснее. Кроме того, предполагается, что автоматизация позволит решить проблему распределения эшелонов в воздушном пространстве аэродромов и сокращения интервалов между взлетами и посадками самолетов.
Системы технического зрения позволят автоматизировать процессы взлета и посадки на аэродромах, не имеющих курсо-глиссадных и других систем инструментальных операций. Предполагается, что такие системы могут быть достаточно точны, чтобы обеспечивать взлет и посадку самолета только по изображениям с камер и данным спутниковых систем глобального позиционирования.
Во время испытаний самолета A350-1000 с системой технического зрения на борту лайнера находились два летчика-испытателя и три инженера. В начале проверки летчики вывели самолет на взлетную полосу и, ожидая разрешения диспетчера на взлет, включили систему автопилота.
После того, как диспетчер дал разрешение, летчики перевели рычаги управления двигателями во взлетное положение. Весь дальнейший взлет, включая удержание самолета по центру полосы, разгон, отрыв и набор высоты происходили полностью под управлением автопилота.
В общей сложности A350-1000 произвел 8 автоматических взлетов с использованием системы технического зрения и автопилота. В общей сложности испытания заняли 4,5 часа. Разработка новой системы ведется концерном Airbus в рамках проекта ATTOL, предполагающего полную автоматизацию руления по аэродрому, взлета и посадки самолета.
В середине прошлого года инженеры из Мюнхенского технического университета испытали систему автоматической посадки, работающей на базе GPS, камер и системы инерциальной навигации. Во время испытаний самолет с установленной системой технического зрения совершил автоматическую посадку.
Василий Сычёв
NASA завершает работу над проектом в сентябре 2023 года
NASA объявило, что завершит работу над проектом по разработке перспективного электрического самолета X-57 Maxwell до конца сентября 2023 года, как и было запланировано. При этом, несмотря на достигнутые успехи, первый полет самолета так и не состоится из-за возникших на позднем этапе проблем, влияющих на безопасность полета, и отсутствия критически важных компонентов, необходимых для дальнейшей разработки. После завершения проекта в сентябре команда продолжит работу в течение еще нескольких месяцев, чтобы подготовить результаты для публикации, говорится на сайте NASA. Проект, стартовавший в 2016 году, предполагал разработку экспериментального полностью электрического самолета на базе серийного двухмоторного поршневого самолета Tecnam P2006T. В 2019 году состоялся первый пуск двух электромоторов, размещенных в штатных местах для поршневых двигателей, с воздушными винтами в режиме флюгирования. В будущем предполагалось заменить стандартное крыло на новое удлиненное с 14 электромоторами на передней кромке. За время работы над проектом команда инженеров успела разработать устойчивые к перегреву литий-ионные батареи, создала контроллеры питания для авиационных электромоторов на основе карбид-кремниевых транзисторов и смогла решить проблему электромагнитных помех, воздействующих на бортовые системы самолета. Достигнутые результаты проекта будут отражены в публикациях и доступны другим разработчикам.