Американские ученые обнаружили, что при приеме псилоцибина меняется активность ограды — небольшой билатеральной пластины серого вещества, прилегающей к внутренним слоям коры головного мозга. Вместе с этим также наблюдается и изменение ее функциональных связей с другими участками: слуховой корой, сетью пассивного режима работы мозга и участками, отвечающими за когнитивные функции. Ограда мозга, таким образом, может быть «командным центром» влияния псилоцибина на мозг и его терапевтического эффекта, пишут ученые в NeuroImage.
В последние годы ученые уделяют очень много внимания исследованию псилоцибина (активного компонента галлюциногенных грибов) в качестве возможного лечения аффективных расстройств: в 2016 году ученые показали, что психоделик помогает при тяжелой депрессии, а в 2018 году терапия псилоцибином получила от FDA статус «прорывной». То, как именно псилоцибин воздействует на головном мозг, однако, все еще не до конца понятно. Точно известно, к примеру, что на уровне нейромедиаторов он действует на серотониновые рецепторы (в основном, 5-HT2A), а вот относительно активности мозга и его функциональных связей все не так очевидно, хотя исследования показывают, что прием псилоцибина меняет активность передней поясной и префронтальной коры у пациентов с депрессией.
Фредерик Барретт (Frederick Barrett) из Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса предположили, что у такого изменения активности есть какой-то командный центр — участок, на который псилоцибин влияет первично, а через него уже — на все остальное. Чтобы это проверить, они провели фМРТ-эксперимент с участием 15 добровольцев: все они уже принимали психоделик в предыдущем подобном исследовании. Кроме того, авторы отметили, что все участники имели многолетнюю практику медитации — и уточнили, что никто из участников, судя по их словам, во время самого эксперимента не медитировал.
Сканирование проходило в два этапа: во время первого участники принимали псилоцибин (в дозировке 10 миллиграммов на 70 килограммов веса), а во время второго — плацебо. Все препараты участники принимали в одинаковых условиях — с повязкой на глазах и в наушниках, лежа на каталке — после чего (через час и сорок минут) их отвозили в МРТ-сканер: активность мозга измеряли в состоянии покоя. Через шесть часов после приема препарата или плацебо участники также заполняли опросники о своем психическом состоянии.
Ученые заметили, что при приеме псилоцибина по сравнению с плацебо у участников наблюдается значительное (p < 0,05) снижение амплитуды низкочастотных колебаний ограды (или клауструма) — небольшой билатеральной пластины серого вещества, прилегающей к внутренним слоям коры и соединенной нейронными путями с разными ее участками. При приеме псилоцибиная по сравнению с плацебо также наблюдалась ослабленная функциональная связь правой ограды со слуховой корой (p < 0,001) и сетью пассивного режима работы мозга (p < 0,0001) и повышенная связь с отвечающей за когнитивный контроль сетью в лобно-височных долях (p < 0,001). Функциональная связь между левой оградой и лобно-височными долями при приеме псилоцибина, в свою очередь, была повышена (p < 0,0001). Что касается опросов, то при приеме псилоцибина по сравнению с плацебо участники сообщали о повышенном ощущении счастья, потере ощущения времени и прочих психических эффектах, которые наблюдают при приеме психоделиков.
Авторы уточнили, что наблюдаемые изменения в работе головного мозга были специфичны для ограды: обнаруженных изменений функциональных связей не обнаружили при оценке работы, например, островковой доли и скорлупы. Судя по всему, ограда — ключевая структура для действия псилоцибина на головной мозг, и именно ее регуляцией остальных структур может объясняться терапевтический эффект. Впрочем, не стоит забывать и про ограничения выборки: все участники были старше 50 лет и имели многолетний опыт медитации, что пока не позволяет достоверно перенести полученные данные на всю популяцию.
Пока вопрос о действии псилоцибина и других психоделиков при аффективных расстройствах остается открытым, ученые предлагают подойти к его решению комплексно: недавно британские исследователи представили новый метод нейровизуализации, который совмещает анализ активности нейронов и нейромедиаторов, и с помощью него уточнили действие психоделика на мозг.
Елизавета Ивтушок
Детям предложили поиграть во врачей
Дети, которые во время взятия крови из вены пользовались VR-гарнитурой, испытывают меньше болевых ощущений и тревоги, чем дети, которым кровь берут традиционным способом. Кроме того, как сообщается в журнале JAMA Network Open, сама манипуляция при использовании виртуальной реальности проходит быстрее.