Астрономы перенесли центр Млечного Пути в виртуальную реальность

Астрономы при помощи суперкомпьютера NASA и данных наблюдений наземных и космических телескопов создали новую модель окрестностей сверхмассивной черной дыры, расположенной в центре Млечного Пути. Чтобы любой желающий мог почувствовать себя наблюдателем, находящимся рядом с черной дырой, ученые переработали модель для шлемов виртуальной реальности и выложили ее в открытый доступ, сообщается на сайте NASA.

Центр Млечного Пути представляет для астрономов уникальную природную лабораторию, так как содержит самую близкую к нам сверхмассивную черную дыру. Она связана с компактным радиоисточником Стрелец A*, масса черной дыры оценивается в 4,2 миллиона масс Солнца. Данные многочисленных наблюдений показали, что черная дыра окружена дисками из горячего и холодного газа, необычными объектами, которые могут быть парами взаимодействующих звезд, скоплением S-звезд, а также несколькими десятками массивных горячих звезд класса Вольфа-Райе. Наблюдения за объектами в окрестностях Стрельца А* позволяют понять, как взаимодействуют звезды и газовые облака вблизи сверхмассивных черных дыр.

Группа астрономов под руководством Кристофера Рассела (Christopher Russell) из Папского Католического университета Чили показала новую компьютерную модель, которая демонстрирует эволюцию окружения черной дыры в пределах трех световых лет от нее за последние пятьсот лет. Для создания модели использовался суперкомпьютер NASA HEC (High End Computing) и большой объем данных наблюдений, полученных космическими и наземными телескопами в инфракрасном, рентгеновском и ультрафиолетовом диапазонах, а также результаты предыдущих моделирований. Чтобы позволить всем желающим побыть наблюдателем, находящимся рядом с черной дырой, ученые переработали модель для загрузки в систему виртуальной реальности. Она получила название «Galactic Center VR» и доступна бесплатно в магазинах Steam и Viveport VR.

В модели размер черной дыры был увеличен в десять тысяч раз, чтобы она была хорошо различима, фактический же размер Стрельца А* составляет менее одного пикселя. По орбитам вокруг черной дыры (показаны серыми линиями) двигаются 25 звезд Вольфа-Райе, которые выглядят как белые точки. Синим и голубым цветами показаны потоки рентгеновского излучения, возникающих при столкновении мощных звездных ветров друг с другом или с облаками газа, что ведет к интенсивному нагреву газа, а красным и желтым показаны сами звездные ветра, содержащие более холодный газ. Фиолетовый цвет появляется там, где красные и синие цвета накладываются друг на друга.

Ранее мы рассказывали о том, как сверхмассивная черная дыра Млечного Пути указала на релятивистские эффекты у звезд и помогла родиться новым звездам.

«Джеймс Уэбб» померил скорость джетов у молодой протозвезды