Астрономы при помощи радиотелескопа ALMA смогли разглядеть аккреционный диск из холодного газа вокруг сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути и оценить его параметры. Результаты работы позволят лучше разобраться в механизмах аккреции и процессах, идущих в центрах многих галактик. Статья опубликована в журнале Nature.
В центральной области нашей галактики Млечный Путь, на расстоянии около 26 тысяч световых лет от Солнца, находится компактный радиоисточник Стрелец A*, который представляет собой сверхмассивную черную дыру с массой 4,2 миллиона масс Солнца. В пределах нескольких парсек вокруг черной дыры располагаются облака горячего (107 кельвин) и более холодного (от 102 до 104 кельвин) газа. Горячий газ излучает в рентгеновском диапазоне волн и доступен для наблюдений при помощи телескопов, таких как «Чандра», что позволяет получить ограничения на его количество в аккреционной зоне вокруг черной дыры (шириной 105 радиусов Шварцшильда или 0,04 парсека). Ограничения на количество облаков более холодного газа получить гораздо труднее из-за сложности наблюдений. Однако существуют методы, позволяющие это сделать.
Астрономы во главе с Еленой Мурчиковой (Elena Murchikova) рассказали о результатах наблюдений за ближайшими окрестностями Стрельца А* при помощи системы ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimetre Array). Ученые пытались зарегистрировать рекомбинационное излучение холодного водорода, ведя наблюдения на длине волны 1,3 миллиметра, что соответствует спектральной линии H30α. Благодаря тщательной обработке данных им удалось выделить линейчатое излучение холодного газа, которое сосредоточено в пределах 0,009 парсек вблизи сверхмассивной черной дыры, из фонового континуума.
Данные наблюдений интерпретируются как вращающийся относительно тонкий аккреционный диск с массой от 10-5 до 10-4 масс Солнца и средней плотностью водорода примерно от 105 до 106 грамм на кубический сантиметр. Оценка температуры ионизированного газа в диске составляет 104 кельвин. Плоскость диска, по-видимому, не совпадает с плоскостями других структур в центре галактики, предполагается, что он может быть виден не плашмя, а наклонен на 15 градусов. Направление его вращения вокруг своей оси аналогично направлению вращения галактики, околоядерного диска и звездного скопления в центре галактики. Средняя скорость аккреции вещества из диска на черную дыру оценивается в 2,7*10-10 масс Солнца в год, чтобы существовать длительное время диск должен пополняться газом из охлажденных звездных ветров, околоядерного диска и других структур в центре галактики.
Дальнейшие наблюдения за центральной частью Млечного Пути при помощи системы ALMA, приемника GRAVITY, телескопа EHT, а также будущего наземного телескопа ELT должны показать полную картину активности сверхмассивной черной дыры и движения потоков газа к ней и от нее.
Ранее мы рассказывали, как астрономы впервые в истории
изображение тени черной дыры в центре галактики М87. О том, что дает это открытие читайте в нашем специальном материале
.
Александр Войтюк
Она вспыхнула в 1987 году
Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» получил изображение остатка сверхновой 1987A в Большом Магеллановом Облаке. На снимке заметны ранее не наблюдавшиеся серповидные структуры из газа, выброшенного при взрыве звезды, сообщается на сайте телескопа. Сверхновая 1987A вспыхнула 23 февраля 1987 года в галактике-спутнике Млечного Пути Большое Магелланово Облако из-за коллапса ядра голубого сверхгиганта в туманности Тарантул, являющейся огромной областью звездообразования. Она стала самым близким подобным катаклизмом из всех наблюдавшихся с момента изобретения телескопа, кроме того, от вспышки были впервые зарегистрированы нейтрино. Разлетающиеся фрагменты звезды наблюдаются уже более 40 лет при помощи различных наземных и космических телескопов. Новое изображение остатка сверхновой было получено при помощи камеры ближнего инфракрасного диапазона NIRCam и набора узкополосных фильтров. Центральная часть туманности заполнена плотными комками газа и пыли, считается, что в ней находится плерион и связанная с ним нейтронная звезда. Затем идет яркое кольцо, возникшее из вещества звезды, выброшенного перед взрывом. Оно содержит горячие точки, образованные взаимодействием околозвездного вещества с ударной волной. Еще дальше видны не наблюдавшиеся ранее небольшие серповидные структуры, содержащие выброшенный при взрыве газ, а в самых внешних частях остатка заметны два тусклых кольца — световое эхо от вспышки, возникшее на газопылевых облаках в окрестностях остатка. В дальнейшем «Джеймс Уэбб» продолжит исследование остатка 1987A при помощи инструментом NIRSpec и MIRI, чтобы узнать больше о строении туманности и подтвердить наличие в ней нейтронной звезды. Ранее мы рассказывали о том, как астрономы рассмотрели остаток сверхновой 1987A в FM-диапазоне.