Черная дыра в центре Млечного Пути помогла родиться новым звездам

Астрономы при помощи системы радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) обнаружили 11 активных маломассивных протозвезд в ближайших окрестностях сверхмассивной черной дыры в центре нашей Галактики. Это означает, что процессы звездообразования могут идти даже в самых экстремальных условиях, а черные дыры способствуют их запуску, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

В центральной области Млечного Пути, на расстоянии 26 тысяч световых лет от Солнца, находится компактный радиоисточник Стрелец A*, который, предположительно, является сверхмассивной черной дырой массой в 4,2 миллиона масс Солнца. Считается, что в ее окрестностях не могут возникать новые звезды из-за приливного воздействия черной дыры, способного разрушить новообразованные протозвезды, и сильных потоков излучения, разогревающих газовые облака. Ранее астрономы уже обнаруживали на расстояниях в несколько световых лет от Стрельца A*, объекты, похожие на молодые звезды, однако однозначно эти данные интерпретировать не удавалось.

Теперь группа астрономов во главе с Фархадом Юсефом-Заде (Farhad Yusef-Zadeh) из Северо-Западного университета на основе данных наблюдений ALMA в линиях угарного газа, водорода и оксида кремния, объявила об обнаружении 11 объектов, по всем признакам похожим на активные протозвезды, всего лишь в трех световых годах от черной дыры в центре Млечного Пути. Это зарождающиеся звезды, окруженные диском из газа и пыли (проплидом), и генерирующие высокоскоростные выбросы, которые и увидела ALMA. Возраст протозвезд оценивается примерно в 6,5 тысяч лет, их средняя масса — около 0,3 масс Солнца.

Результаты наблюдений могут говорить о том, что скорость звездообразования в центральной зоне нашей галактики может быть выше, чем считалось ранее, а также о том, что в ней есть большие запасы не только ионизированного, но и молекулярного газа, из которого зарождаются новые звезды. Инициировать процессы звездообразования могут как столкновения облаков газа, так и выбросы от сверхмассивной черной дыры. Дальнейшие наблюдения должны дать более глубокое понимание процессов звездообразования, идущих в центрах других галактик, где также могут находиться сверхмассивные черные дыры.

Ранее мы рассказывали о том, как сверхмассивная черная дыра Млечного Пути указала на релятивистские эффекты у звезд, что помогло вновь проверить Общую теорию относительности Эйнштейна.

Физики ограничили ультралегкую темную материю при помощи атомных часов