Робот-доставщик Яндекса начал развозить почту в Сколково

Яндекс начал использовать робота-доставщика Яндекс.Ровер на территории центра «Сколково», сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1. Он в автономном режиме развозит посылки и документы между офисами администрации центра и местным отделением «Почты России».

Доставка посылок обычно делится на несколько этапов, требующих разного подхода, и все эти этапы в последние годы начинает затрагивать автоматизация. Например, в случае интернет-магазина по складу отдельные посылки или целый набор могут перемещать грузовые роботы, затем посылки обычно перемещаются между грузовыми терминалами оптом на грузовых автомобилях, которые тоже могут быть беспилотными, а для доставки на «последней миле», то есть непосредственно до адресата, чаще всего применяют курьеров, но на замену им в последнее время тоже приходят роботы.

В последние годы таких роботов начали разрабатывать многие стартапы и крупные компании, и в большинстве из них используется похожая конструкция: шестиколесный робот высотой около полуметра с грузовым отсеком сверху, перемещающийся по тротуару. Яндекс.Ровер, представленный в ноябре 2019 года, построен по такой же схеме, но имеет и важное отличие от примечательных проектов роботов-доставщиков Starship Technologies и Amazon. Оно заключается в том, что помимо камер робот использует круговой лидар, расположенный в башне на задней части корпуса. Это позволяет составлять достоверную карту окружающих объектов независимо от освещения.

Изначально компания начала использовать несколько роботов в своем офисе в московском районе Хамовники, где он развозит посылки сотрудников между корпусами штаб-квартиры, а в феврале добавила возможность роботизированной доставки в интернет-магазин «Беру», но тоже только для своих сотрудников. Теперь Яндекс.Ровер впервые начал развозить посылки для сторонних организаций в подмосковном центре «Сколково», где компания также тестирует такси-сервис с беспилотными автомобилями.

Пока в «Сколково» работает один робот. Он ездит по нескольким маршрутам по тротуарам центра и развозит документы, а также другие посылки между несколькими офисами администрации и отделением «Почты России». Сотрудники «Сколково» могут с помощью смартфона вызывать робота, давать ему задание на доставку, а также открывать или закрывать грузовой отсек и отслеживать перемещения.

В дальнейшем Яндекс может увеличить количество роботов для доставки, сообщил N+1 представитель компании. Кроме того, компания планирует расширять тестирование роботов в магазине «Беру» и сервисах доставки еды Яндекс.Еда и Яндекс.Лавка.

От редактора

После публикации заметки представитель Яндекса уточнил, что речь идет о коммерческой услуге доставки, но не раскрыл цену контракта. Кроме того, изначально в заметке утверждалось, что в Яндекс.Ровере используется лидар собственной разработки компании, представленный в 2019 году. Яндекс планирует применять его в роботе-доставщике в будущем, но пока использует лидар сторонней компании. Формулировки в тексте были изменены. Приносим свои извинения читателям.

Помимо роботов-доставщиков с такой конструкцией существуют также двухколесные, например, от FedEx и Postmates (кстати, оба тоже оснащены лидаром), а также роботы другого класса, ездящие по дорогам. Наиболее заметным проектом доставщика промежуточного класса между полноценными автомобилями и роботами, ездящими по тротуарам, занимается американская компания Nuro. Недавно она представила вторую версию своего полностью беспилотного микроавтомобиля и стала первой компанией, получившей разрешение на езду без обязательных элементов обычных автомобилей, таких как боковые зеркала. Кроме того, проекты дорожных роботов-доставщиков есть у китайской Alibaba и эстонской Cleveron. Автомобиль последней выделяется тем, что оснащен роборукой для выдачи посылок.

Григорий Копиев