as

Virgin Orbit провела первые криогенные испытания ракеты LauncherOne

Загрузка галереи

Компания Virgin Orbit провела первые летные испытания самолета-носителя Cosmic Girl с ракетой LauncherOne, заправленной керосином и жидким азотом вместо жидкого кислорода. Это позволило специалистами безопасно отработать заправку охлажденного окислителя и изучить его влияние на поведение смонтированной под крылом ракеты. Компания отмечает, что подобные испытания станут последним этапом перед первым запуском ракеты.

Т-Банк // CTF

Virgin Orbit создает систему воздушного старта для запуска небольших спутников на низкую околоземную орбиту. Она состоит из самолета-носителя Cosmic Girl, созданного на базе Boeing 747-400, и двухступенчатой ракеты-носителя LauncherOne. Перед стартом ракету подвешивают на пилоне под левым полукрылом самолета и заправляют. После этого самолет взлетает, поднимается на предстартовую высоту, а затем поднимает нос, резко увеличивает высоту до 10,5 километра и сбрасывает ракету, которая через несколько секунд после этого включает двигатель первой ступени и начинает выход в космос.

Компания уже проводила летные испытания ракеты в подвешенном режиме, а также провела тест со сбросом, но тогда ракета была заполнена водой и антифризом. Теперь Virgin Orbit впервые провела практически полноценную имитацию запуска с аэрокосмического порта Мохаве в Калифорнии.

В рамках испытания специалисты отработали заправку охлажденного топлива. Для безопасности вместо жидкого кислорода, который будет применяться в качестве окислителя во время полноценных запусков, они заправили окислительный бак жидким азотом, который имеет близкую температуру кипения: −196 градусов Цельсия у азота и −183 у кислорода.

Еще одно отличие от запуска заключается в том, что самолет не сбрасывал ракету, однако он имитировал сброс и сразу после этого провел маневр ухода вбок от «стартующей» ракеты. Кроме того, специалисты проверили телеметрию ракеты.

Теперь компания планирует изучить данные, полученные во время этих испытаний, а также провести еще несколько тестов перед полноценным полетом. Virgin Orbit не раскрывает, когда произойдет первый запуск, но планирует, что он случится через несколько недель после тестирования с заправленной ракетой при условии, что все тесты пройдут без отклонений.

Virgin Orbit — не первая компания, разрабатывающая систему воздушного старта. Например, достаточно давно применяется ракета Pegasus XL. Она тоже сбрасывается с самолета и имеет похожие характеристики по массе выводимого груза: 443 килограмма против примерно 500 у LauncherOne. Но в целом воздушный старт нельзя назвать успешной технологией, зарекомендовавшей себя как дешевый аналог традиционного наземного запуска, несмотря на то, что теоретически он имеет преимущества. Одно из них заключается в том, что ракете не приходится самой проходить через первые 10 километров атмосферы, в которых обычные ракеты испытывают высокую аэродинамическую нагрузку, снижающую их эффективность.

Тем не менее, группа Virgin решила сделать ставку на такой способ запуска, причем сразу в двух проектах. Помимо Virgin Orbit с LauncherOne другая компания группы Virgin Galactic создала космоплан VSS Unity, на котором она планирует отправлять туристов в короткие полеты к границе между атмосферой и космосом. Он также поднимается в воздух на самолете носителе, а затем продолжает полет на своем реактивном двигателе и через несколько минут начинает планировать обратно для посадки. Компания уже провела несколько полетов VSS Unity, в том числе с пассажиром на борту, однако пока аппарат поднимался лишь на 90 километров, что по общепринятой классификации Международной авиационной федерацией (FAI) еще не является космосом.

Григорий Копиев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
SpaceX протестировала систему распыления воды под стартовым столом для запуска Starship

Она должна защитить стартовую площадку от разрушений