Обыкновенные вампиры подружились по-человечески

Ученые из Германии и США выяснили, что обыкновенные вампиры (Desmodus rotundus) формируют прочные социальные связи точно так же, как и люди — начиная с наименее затратного общения и постепенно переходя к более близкому — тому, которое им необходимо. В эксперименте самок вампиров помещали с уже знакомыми им особями и с новыми — с последними они гораздо реже делились едой, но всегда перед этим сначала ухаживали. Статья опубликована в журнале Current Biology.

Выстраивание прочных социальных связей требует длительного инвестирования времени, эмоций и прочих ресурсов. Для того, чтобы избежать инвестирования «впустую», его обычно увеличивают со временем: скажем, любая дружба начинается с не очень частого и не очень близкого общения, а со временем перерастает во что-то более стабильное — при условии, если оба участника, с одной стороны, инвестировали достаточно, а с другой — получают друг от друга то, что им нужно.

Обстоят ли дела точно так же в животном мире — не ясно. С одной стороны, животные в действительности могут формировать прочные социальные связи, основанные на взаимных инвестициях. С другой, у животных они могут быть такими изначально: грубо говоря, внутривидовая крепкая дружба животных полностью минует стадию знакомства и не развивается вообще.

Пояснить этот вопрос решили ученые под руководством Джеральда Картера (Gerald Carter) из Университета штата Огайо. Эта группа занимается изучением социальных связей у обыкновенных вампиров — животных, которые могут формировать прочные социальные связи. В ноябре ученые выяснили, что дружба обыкновенных вампиров не распадается при смене условий: подружившись в лаборатории с ограниченными ресурсами, самки этого вида остались друзьями и на воле, когда необходимость вскармливать друг друга и ухаживать была уже не такой острой.

Для своей новой работы ученые 15 месяцев следили за двумя группами живущих в неволе вампиров, выловленных в разных районах Панамы (19 и 8 особей в первой и второй группе). Сначала животных держали в двух отдельных группах: первой группе в течение полугода ограничивали питание так, чтобы те начали подкармливать друг друга и ухаживать, вторая же группа провела вместе только две недели и никаких прочных связей сформировать не успела.

После этого вампиров разделили на пары по одной особи из каждой группы и на четверки, в каждой из которых обязательно была уже сформировавшаяся крепкая пара. Наконец, всех вампиров поместили вместе, добавим к ним их родившихся в неволе детенышей.

Как и ожидалось, в условиях ограниченности ресурсов вампиры в действительности чаще делились едой с уже знакомыми особями: например, в четверках знакомые вампиры делились друг с другом едой в 6 из 11 случаев, а незнакомые — в 2 случаях из 20. При этом в объединенных группах животных, где были и знакомые, и незнакомые особи, незнакомые довольно редко начинали делиться друг с другом едой, а вот ухаживали — наоборот, чаще: в среднем, на одного дикого вампира приходилось 2,7 кормящих товарища и 7,2 ухаживающей особи, а на одну особь, которая родилась в неволе — 2,6 особи, которые делятся едой, и 14,4 особи, которые ухаживают.

Ухаживание, таким образом, оказалось более частым взаимодействием, чем кормление, из чего ученые сделали вывод, что оно менее затратно. Интересно, что те особи, которые начинали друг друга кормить, сначала друг за другом ухаживали, как бы повышая инвестиции — точно так же, как это, к примеру, происходит у людей.

Интересно, что обыкновенные вампиры могут формировать друг с другом прочные связи не только ради своей выгоды, но и ради выгоды своего потомства: та же группа ученых в 2017 году показала, что самки обыкновенного вампира вскармливают детей своих подруг, когда те отсутствуют.

Бурый медведь потаскал тушу черного