Ученые предложили использовать вакцину от гриппа в качестве дополнительной противоопухолевой терапии. Они проверили свой метод на мышах и обнаружили, что вакцинация останавливает рост опухоли — правда, только в той ткани, куда попали обезвреженные вирусные частицы. Это работает даже у тех мышей, которых «заразили» человеческими опухолями — а значит, может теоретически сработать и на людях. Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Одно из главных препятствий на пути к победе над раком — бездействие собственной иммунной системы пациента. В некоторых случаях иммунным клеткам удается пробраться внутрь опухоли и начать там воспалительный процесс — такие опухоли называют «горячими», шансы на выживание и излечение у пациентов с такими опухолями повышен. Гораздо сложнее справиться с «холодными» опухолями, которые избегают иммунной системы и не пускают ее клетки внутрь.
С этой проблемой можно попробовать справиться с помощью другого, внешнего раздражителя иммунной системы. Дело в том, что опухолевые клетки могут подавлять активность иммунных клеток. А если ввести в организм какой-то заведомо чужеродный патоген, то общее количество провоспалительных белков и активных иммунных клеток в организме повысится, а вместе с тем повысятся и шансы проникнуть в опухоль.
Дженна Ньюман (Jenna Newman) Института изучения рака в Руджерсе и ее коллеги предложили использовать в качестве такого раздражителя вирус гриппа. Они ввели модельным мышам клетки меланомы в легкие, а когда те прижились, заразили их гриппом. Под действием инфекции количество опухолевых очагов снизилось вдвое. А если одновременно с тем мышей лечили от рака с помощью чекпоинт-ингибиторов, то очагов становилось еще в два раза меньше.
Свои предположения исследователи проверили на медицинской базе данных, отобрав оттуда истории болезней более 30 тысяч пациентов с раком легких. Оказалось, что те из них, кто хотя бы один раз за время болезни попадал в больницу с гриппом, выживали на несколько процентов лучше по сравнению с теми, кто гриппом не болел.
Затем исследователи попробовали повторить тот же эксперимент, но с другой тканью мышей — кожей. Однако сам по себе вирус гриппа не повлиял ни на выживаемость мышей, ни на количество опухолей. Тогда ученые вместо вируса попробовали использовать вирусную вакцину — и в этом случае мыши опять выживали лучше, чем контрольная группа, а размер опухоли был в три раз меньше.
Ученые проверили, способно ли действие вакцины распространяться в пределах ткани. Для этого они «заразили» меланомой лишь одно из двух легких мышей, а потом ввели им инактивированный вирус в качестве вакцины. Рост опухоли затормозился в обоих легких — из этого медики заключили, что иммунный ответ усиливается в ткани в целом, а не только в зоне введения вакцины. Наконец, исследователи воспроизвели свой эксперимент на гуманизированной модели рака человека — мышах, которым вырастили человеческую опухоль. У них также введение вакцины в опухоль или прилежащую ткань помогало остановить ее рост.
На основании своих данных авторы работы заключили, что их метод можно применять и у людей. Они подчеркивают, что, в отличие от многих других средств борьбы с опухолью, вакцина от гриппа наименее опасна для организма и вызывает минимум побочных эффектов — не зря ее рекомендуют даже детям. В то же время, вакцинация могла бы усилить эффекты других, более опасных и нестабильных методов терапии рака, таких как чекпоинт-ингибиторы.
Недавно ученые подсчитали, что вирусы гриппа и простуды плохо уживаются в организме человека, поэтому одна эпидемия отодвигает другую. Кроме того, оказалось, что вирус гриппа постепенно эволюционирует под действием новых противовирусных лекарств. В то же время, есть способ сделать противовирусный иммунный ответ активнее — по крайней мере, у мышей этого можно достичь при помощи кетогенной диеты.
Полина Лосева
Это еще один довод в пользу возможной «заразности» бета-амилоида
Европейская научная группа обнаружила, что реципиенты донорской крови чаще страдают спонтанными внутричерепными кровоизлияниями. Поскольку это состояние встречается редко, даже увеличенный его риск невелик. Однако полученные данные указывают на то, что его может вызывать агент, передающийся с кровью — возможно, бета-амилоид. Отчет о работе опубликован в Journal of the American Medical Association.