Многообразие, внешний вид и экологические потребности современных крупных млекопитающих в тропиках и субтропиках зависят как от воздействия человека и изменений климата в прошлом, так и от современного влияния тех же факторов, но в разных точках земного шара вклад климатического и антропогенного влияния неодинаков, сообщается в Proceedings of the National Academy of Sciences. Самой непредсказуемой оказалась териофауна (фауна млекопитающих) Мадагаскара.
Биосфера постоянно претерпевает множество изменений, но наиболее крупные сейчас вызваны изменением климата и деятельностью человека (первое, в свою очередь, в данный момент во многом происходит за счет второго). Для ученых важно понимать, как на эти изменения реагируют животные (в частности млекопитающие) и как похожие факторы влияли на них раньше.
Исследователи во главе с Джейсоном Камиларом (Jason M. Kamilar) из Массачусетского технологического института собрали данные по 515 видам крупных сухопутных млекопитающих, которые обитают на территории Индо-Малайской, Неотропической, Афротропической и Мадагаскарской зоогеографических областей (учитывали по 105–170 видов из каждой области). Именно эти области наиболее богаты видами. Ученые оценивали, насколько близкими родственниками приходятся друг другу звери внутри конкретных сообществ, какого они размера и массы, чем они питаются.
Также во внимание принимали координаты каждого сообщества, среднегодовую температуру и осадки на этой территории в нынешнее время, в середине голоцена (примерно 6000 лет назад, теплый период) и при максимуме последнего оледенения (22000 лет назад). Информацию о погоде в эпохи, по которым нет прямых измерений, брали из модели WorldClim (пространственное разрешение 2,5 минуты). Влияние человека для исторических времен учитывали исходя из данных о площади различных сообществ, явно созданных при участии нашего вида — полей, пастбищ и прочего подобного. Для доисторических пользовались таким подходом: из современного видового разнообразия зверей «вычитали» то, каким число видов могло бы быть, если бы по вине Homo sapiens никто никогда не исчезал.
Выяснилось, что в разных зоогеографических областях и в доисторические времена, и позднее относительный вклад климата и деятельности человека в состояние конкретного сообщества млекопитающих неодинаков — кроме того, он менялся с течением эпох. Например, сильнее всего доисторические изменения климата в четвертичном периоде сказались на териофауне Афротропиков — так, что влияние современных изменений там меньше коррелируют с набором и характеристиками местных зверей. На современный облик Индо-Малайской области сильно повлияли и нынешние, и прошлые изменения климата. В Неотропической области (то есть в Южной и Центральной Америке) хорошо заметен вклад человека, в том числе 2–6 тысяч лет назад, и нынешних изменений климата.
Мадагаскарская область получилась наименее предсказуемой: корреляции между степенью родства, размерами и пищевыми предпочтениями зверей этого острова и каких-либо климатических и антропогенных влияний практически не выявили. Вероятно, это связано с тем, что остров давно (около 65 миллионов лет) изолирован ото всех континентов, и представителей многих отрядов млекопитающих на нем просто нет и не было. В результате сложилось очень своеобразное сообщество млекопитающих, львиную долю которого составляют полуобезьяны. То есть главным фактором его формирования послужил не климат и не человек, а географическая удаленность от других участков суши.
Получается, что влияние нынешнего изменения климата на разнообразие и экологию млекопитающих зависит от того, о какой точке земного шара идет речь. Это исключительно важно учитывать при попытках оценить, как изменится териофауна в результате современных преобразований биосферы: применять ко всем одни и те же экологические модели, как показало исследование, неверно.
Примеров воздействия современного изменения климата планеты на млекопитающих известно множество. В Северной Америке оно изменило форму черепа белоногому и оленьему хомячкам, в Австралии — снизило выживаемость и рождаемость дельфинов, по всей Арктике — заставило песцов и других хищных зверей чаще красть яйца у птиц. А еще известны случаи, когда климат влиял на судьбу человека — правда, неандертальца. Homo neanderthalensis, жившие на юге Европы около 120 тысяч лет назад, видимо, стали каннибалами из-за нехватки крупной дичи. Этот дефицит возник как результат изменения климата.
Светлана Ястребова
За два года был в мире произведен почти триллион таких масок
За два года пандемии COVID-19 мировая экономика произвела 18,5 миллионов тонн выбросов углекислого газа, связанных с производством, транспортировкой и утилизацией 928,5 миллиардов медицинских масок. Такие выводы содержит статья, опубликованная в журнале One Earth. Ученые под руководством Юэ Ли (Yue Li) из Шаньдунского университета оценили углеродные выбросы, ассоциированные с медицинскими масками, которые повсеместно использовались во время пандемии COVID-19. Авторы исследования использовали метод оценки жизненного цикла, и установили, что две трети вредного воздействия масок на окружающую среду связано с глобальным потеплением за счет углеродных выбросов (62,6 процента), а примерно четверть приходится на образование мелких твердых частиц (26,7 процента). Углеродный след одной маски они оценили в 20,5 грамма. Наиболее проблемными компонентами маски авторы назвали ушные петли из нейлона: на производство этого полимера тратится большое количество электроэнергии, а еще для него нужна азотная кислота, поэтому при сжигании таких отходов в окружающую среду поступают оксиды азота.