Активность хищников в Арктике, ворующих из гнезд птичьи яйца, в последние 70 лет усилилась в несколько раз, что приводит к сокращению численности многих видов птиц, в том числе кулика-лопатня, занесенного в российскую Красную книгу. Изменения в поведении животных могут быть связаны с потеплением в регионе, считают авторы статьи, опубликованной в Science.
Войцех Кубелка (Vojtěch Kubelka) из Карлова университета в Праге и его коллеги пишут, что в тропиках частота похищения яиц из гнезд выше, скорее всего, из-за большего видового разнообразия хищников. Поэтому многие околоводные птицы, например, кулики и ржанки, мигрируют в Арктику, чтобы откладывать яйца в относительной безопасности.
Однако исследование ученых из Венгрии, Чехии, Великобритании и России показало, что в последние 70 лет частота похищений яиц в Арктике увеличилась втрое, а в средних широтах Европы и Северной Америки — вдвое. По словам одного из авторов исследования, ведущего научного сотрудника Научно-исследовательского зоологического музея МГУ Павла Томковича, сейчас в Арктике гибнет две трети гнезд куликов, что существенно больше доли разоренных гнезд в тропиках. Наряду с сокращением численности взрослых птиц из-за охоты и других факторов хищники создают дополнительную угрозу для видов вроде кулика-лопатня (Calidris pygmea). Для своей работы исследователи собрали базу данных наблюдений о 38 тысячах гнезд 111 видов куликов и проанализировали сохранность яиц.
«Из-за роста активности хищников Арктика больше не служит для размножающихся птиц «безопасной гаванью»: напротив, вместо этого она становится глобальной экологической ловушкой для птиц с точки зрения сохранности гнезд», — сказал Кубелка, которого цитирует пресс-служба университета Бата.
Авторы статьи связывают рост активности хищников с изменением климата, сопоставив этот тренд с потеплением и размахом колебаний температуры в местах гнездования куликов. Однако конкретные его причины пока точно не известны: возможно, изменяется видовой состав хищников или доступность иного корма (что заставляет их переключаться на птичьи яйца). Например, из-за нестабильности снежного покрова сильно сократилась численность арктических леммингов, важного элемента пищевой цепи в Арктике.
Изменение климата приводит и к другим переменам в арктическом регионе: ранее другая международная группа ученых из более чем 100 организаций после трех десятилетий наблюдений за температурой, влажностью и растениями в тундрах по всему миру выяснила, что за это время там стало заметно теплее, а сами растения из-за этого стали выше.
Ольга Добровидова
При этом он разрушил полициклические ароматические углеводороды в волокнах
Под действием озона, концентрация которого в воздухе составляет 1000 частей на миллиард, никотин окисляется и улетучивается только с поверхности недавно загрязненных табачным дымом ковров. На никотин в глубине волокон и в старых загрязнениях он не действовал, потому что вступал в реакцию с волокнами ковра. Вместе с тем озонирование оказалось эффективным против токсичных полициклических ароматических углеводородов как в старых, так и в новых коврах. Такие выводы содержит статья, опубликованная в журнале Environmental Science & Technology. Ученые под руководством Сяо Чэнь Тана (Xiaochen Tang) из Калифорнийского университета в Беркли изучили, способно ли озонирование — стандартная процедура в химчистке — очистить ковры от загрязнения вторичным дымом. Для исследования они взяли старые ковры из домов в Сан-Диего, жители в которых курили дома в течение 6-25 лет, а также новые ковры. Новые ковры искусственно загрязняли дымом в камере, имитирующей комнату, а затем помещали в нее промышленный генератор озона. Оказалось, что озон разрушает большую часть из 24 полициклических ароматических углеводородов как во въевшихся, так и в новых загрязнениях. При этом никотин частично окислился озоном и улетучился только из верхних частей недавно загрязненных ковров. В первую очередь озон реагировал не с никотином, а с волокнами ковров, поэтому не добирался до никотина в глубине этих волокон, и даже приводил к дополнительному краткосрочному выбросу в воздух аэрозольных частиц и альдегидов.