«Спектр-РГ» доказал принадлежность двойной к редкому типу

Наблюдения на российско-немецком космическом рентгеновском аппарате «Спектр-РГ» позволили окончательно подтвердить, что система XMMU J010429.4-723136 относится к типу массивных двойных из Be-звезды и нейтронной звезды. Доказательством послужили впервые обнаруженные пульсации от данного источника, о чем сообщается в первой астрономической телеграмме по данным немецкого телескопа eROSITA на борту аппарата.

«Спектр-РГ» — это совместный проект ученых из России и Германии по исследованию неба в мягком рентгеновском диапазоне. Основная задача аппарата — это составление обзора всего неба. К выполнению ее телескоп недавно приступил после выхода на расчетную траекторию вокруг точки Лагранжа.

Помимо обзорных наблюдений ученые наводят инструмент на другие объекты. В частности, они наблюдали расположенный в Малом Магеллановом Облаке остаток сверхновой 1E0102.2-7219. Этот источник обладает постоянным потоком в диапазоне энергий фотонов в несколько килоэлектронвольт, что позволяет использовать его для калибровки рентгеновской аппаратуры.

В телеграмме сообщается, что во время наблюдений 1E0102.2-7219 «Спектр-РГ» зафиксировал пульсации с периодом в 164 секунды от другого объекта, попавшего в поле зрения, — XMMU J010429.4-723136. Вместе с имеющейся информацией об этом источнике новые данные позволяют однозначно классифицировать его как редкий тип двойной из Be-звезды и нейтронной звезды.

Предыдущие наблюдения позволяют сделать вывод, что XMMU J010429.4-723136 представляет собой массивную рентгеновскую двойную звезду. Известно, что поток в этом диапазоне от объекта обладает долговременными вариациями в 400 и более раз. Из теории следует, что излучение с такими свойствами может исходить при перетекании вещества обычной звезды на компактную нейтронную в широкой системе.

Данные в оптическом диапазоне указывают, что орбитальный период системы составляет 30 дней, а обычная звезда в ней относится к спектральному классу B1V. Полученные с помощью «Спектра-РГ» данные о кратковременных пульсациях доказывают, что компактным телом в системе является пульсар. Таким образом, система представляет собой пару из Be-звезды и нейтронной звезды, причем ветер обычного светила формирует диск вне орбитальной плоскости, пролетая сквозь который нейтронная звезды аккрецирует это вещество, что проявляется в виде рентгеновской вспышки.

Ранее мы писали о том, что «Спектр-РГ» прислал первый снимок рентгеновского источника, передал первые научные данные и рассмотрел Мышку в центре Галактики.

В основание крупнейшего солнечного телескопа в Евразии заложили первый камень